Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Дерзкая «Олимпия»: скандальная картина Мане

В начале весны 1865 года избалованная французская богема жила в ожидании открытия очередного Парижского салона. Знаменитая выставка привлекала внимание не только ценителей искусства и критиков. Здесь встречались молодые художники, стремящиеся сказать новое слово в живописи, зрелые мастера, в ожидании увидеть что-то необычное. Стремились попасть на выставку буржуа, желающие быть в центре событий. Открывающийся Салон обещал быть особенно интересным.

В 1863 году всех потряс Эдуард Мане. Его работа, изображающая пикник молодых людей с обнаженными натурщицами никого не оставила равнодушным. Парижская публика с интересом ожидала новых произведений Мане. Но то, что представил художник первого мая 1865 года, вызвало невероятный скандал.

Картина, выставленная в Салоне, изображала молодую женщину. Из украшений присутствовала лишь орхидея в прическе и тонкая черная ленточка на шее. Парижан вряд ли можно было удивить обнаженной натурой, но дерзкий взгляд, смелый жест и открытые туфли выдавали в ней куртизанку. Публика негодовала. Ведь до этого дня обнаженными на полотнах могли предстать только мифологические персонажи. Многие критики сочли картину Мане пародией на «Венеру Урбинскую» великого Тициана.

-2

Раздражение вызвало название полотна. Олимпией звали куртизанку из известного произведения Дюма. Такого скандала Парижский салон не знал. Уже с утра возмущенная толпа собиралась возле картины требуя убрать работу Мане, многие плевали и пытались повредить полотно. Организаторы выставки были вынуждены вызвать охрану, но вооруженные солдаты не смогли справиться с гневом толпы. Для картины нашли место, где её невозможно было не только достать, но и трудно заметить.

Но в прессе скандал нарастал с каждым днем. Критики не сдерживали себя в высказываниях. Мане обвиняли не только в аморальности и безнравственности. Разгромной критики подверглась его манера рисования. Художественные приемы были признаны примитивными, противоречащими классической живописи. На художника обрушились не только его противники, но и многие друзья. Лишь некоторые современники выступили в защиту Мане, оценив его смелость и новаторство. Но художника сразила реакцией критиков и обычной публики. Он отказался выставлять «Олимпию» и оставил её в своей мастерской. Около четверти века о ней никто не вспоминал.

-3

Эдуард Мане не увидел триумфа своей «Олимпии». Печальна судьба и натурщицы Викторины Меран, ставшей моделью для «Олимпии». Она позировала не только Мане, но и другим импрессионистам. Викторина сама неплохо рисовала и предпринимала попытки стать художницей. Но постепенно пристрастившись к алкоголю, бродила по Парижу с обезьянкой, играла в уличных кафе на гитаре. В конце жизни многие видели её просившей подаяние. Но для ценителей искусства она навсегда останется дерзкой «Олимпией».

-4

И только в 1889 году в Париже вновь увидели скандальное полотно. Выставка была посвящена Великой Французской революции. Увидев «Олимпию», один из посетителей выставки пожелал её приобрести у вдовы Мане за любые деньги. Парижские художники забили тревогу. Ведь полотно навсегда могло покинуть Францию. Картина была выкуплена, благодаря пожертвованиям, и передана государству. Но судьба опять приготовила «Олимпии» испытания. Работу Мане не решились выставлять в Лувре. Целых шестнадцать лет она находилась в одиночестве в Люксембургском дворце. Сегодня «Олимпия» украшает один из залов музея Орсе.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.