В начале весны 1865 года избалованная французская богема жила в ожидании открытия очередного Парижского салона. Знаменитая выставка привлекала внимание не только ценителей искусства и критиков. Здесь встречались молодые художники, стремящиеся сказать новое слово в живописи, зрелые мастера, в ожидании увидеть что-то необычное. Стремились попасть на выставку буржуа, желающие быть в центре событий. Открывающийся Салон обещал быть особенно интересным.
В 1863 году всех потряс Эдуард Мане. Его работа, изображающая пикник молодых людей с обнаженными натурщицами никого не оставила равнодушным. Парижская публика с интересом ожидала новых произведений Мане. Но то, что представил художник первого мая 1865 года, вызвало невероятный скандал.
Картина, выставленная в Салоне, изображала молодую женщину. Из украшений присутствовала лишь орхидея в прическе и тонкая черная ленточка на шее. Парижан вряд ли можно было удивить обнаженной натурой, но дерзкий взгляд, смелый жест и открытые туфли выдавали в ней куртизанку. Публика негодовала. Ведь до этого дня обнаженными на полотнах могли предстать только мифологические персонажи. Многие критики сочли картину Мане пародией на «Венеру Урбинскую» великого Тициана.
Раздражение вызвало название полотна. Олимпией звали куртизанку из известного произведения Дюма. Такого скандала Парижский салон не знал. Уже с утра возмущенная толпа собиралась возле картины требуя убрать работу Мане, многие плевали и пытались повредить полотно. Организаторы выставки были вынуждены вызвать охрану, но вооруженные солдаты не смогли справиться с гневом толпы. Для картины нашли место, где её невозможно было не только достать, но и трудно заметить.
Но в прессе скандал нарастал с каждым днем. Критики не сдерживали себя в высказываниях. Мане обвиняли не только в аморальности и безнравственности. Разгромной критики подверглась его манера рисования. Художественные приемы были признаны примитивными, противоречащими классической живописи. На художника обрушились не только его противники, но и многие друзья. Лишь некоторые современники выступили в защиту Мане, оценив его смелость и новаторство. Но художника сразила реакцией критиков и обычной публики. Он отказался выставлять «Олимпию» и оставил её в своей мастерской. Около четверти века о ней никто не вспоминал.
Эдуард Мане не увидел триумфа своей «Олимпии». Печальна судьба и натурщицы Викторины Меран, ставшей моделью для «Олимпии». Она позировала не только Мане, но и другим импрессионистам. Викторина сама неплохо рисовала и предпринимала попытки стать художницей. Но постепенно пристрастившись к алкоголю, бродила по Парижу с обезьянкой, играла в уличных кафе на гитаре. В конце жизни многие видели её просившей подаяние. Но для ценителей искусства она навсегда останется дерзкой «Олимпией».
И только в 1889 году в Париже вновь увидели скандальное полотно. Выставка была посвящена Великой Французской революции. Увидев «Олимпию», один из посетителей выставки пожелал её приобрести у вдовы Мане за любые деньги. Парижские художники забили тревогу. Ведь полотно навсегда могло покинуть Францию. Картина была выкуплена, благодаря пожертвованиям, и передана государству. Но судьба опять приготовила «Олимпии» испытания. Работу Мане не решились выставлять в Лувре. Целых шестнадцать лет она находилась в одиночестве в Люксембургском дворце. Сегодня «Олимпия» украшает один из залов музея Орсе.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.