Среди таких важных задач, стоящих перед школьным звеном образования в Казахстане, как переход на трехъязычия, обновлённое содержание и латиницу, есть и более прозаичные проблемы.
Например, вес школьных ранцев. Но проза прозой, а проблема на самом деле очень серьёзная, так как тяжёлый ранец – это подорванное здоровье школьников и их потенциальные проблемы с искривлением позвоночника.
Наконец, этим вопросом озаботились в самых высоких кабинетах. О тяжёлых учебниках высказались министр образования Ерлан Сагадиев и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.
Сагадиев по теме о весе школьных ранцев отметил, что в этом году впервые рассматривали вопросы, из какой бумаги сделаны учебники, «рассматривали размеры, объем учебников и внесли соответствующие документы и оценили пути решения вопроса». Также, по его словам, нужно предусмотреть специальные шкафчики, чтобы дети могли оставлять в них свои рюкзаки. Кроме того, помочь решить проблему должны электронные учебники.
На что казахстанский премьер ответил: «Кто выпускает эти учебники? Их вес тяжелый. Мы говорим про электронные учебники, но по каждому предмету их нет. С одной стороны, мы говорим, что делаем, но с другой стороны, ни то, ни другое не работает. Дети в младших классах испытывают большую нагрузку. Сначала мы должны это решить, а потом уже вопросы бумаги рассматривать, необходимо обеспечить легкие учебники, а потом переходить к новым стандартам».
Возмущены и родители школьников, ведь учебный год давно начался, учебники выпущены и выданы, а в министерстве только озаботились вопросом их веса. То есть, опять, как это у нас часто бывает, телегу поставили впереди лошади.
Что касается индивидуальных школьных шкафчиков, то еще накануне прошлого учебного года появлялась информация о том, что они теперь будут установлены во всех школах страны, чтобы оставлять в них не весь ранец, конечно (домашнее задание по учебникам тоже нужно делать), но хотя бы то, что можно оставить. И даже производитель назывался – наш, отечественный. Родители порадовались, но придя 1 сентября в школы никаких новых шкафчиков не обнаружили. Если где-то они и есть, то эти случаи единичные, но отнюдь не массовые.
А пока «верхи» обсуждают вопрос тяжёлых школьных ранцев, а СМИ пишут о несуществующих шкафчиках, дети продолжают ежедневно ходить в школу с ранцами, набитыми тяжёлыми учебниками. И вес школьных сумок доходит до 4-5 кг у учеников младших классов и до 8-10 – у старшего звена. Между тем, по ортопедическим нормам, вес должен составлять 10 % от веса ученика. То есть, если ориентироваться на реалии, то наши первоклассники весят по пол центнера, а старшеклассники до 100 кг. Есть и такие нормы: для учащихся 1-2 классов – не более 1,5 кг, 3-4 классов – не более 2 кг, 5-6 – не более 2,5 кг, 7-8 – не более 3,5 кг, 9-11 – не более 4 кг.
Все эти правила остаются только правилами на бумаге. И этот простой пример показывает, как порой оторвана у нас теория от практики. Наверное, также, как и восприятие проблемы профильными министрами от реальной жизни. И если этот подход не поменять, то вряд ли можно будет говорить об успешности проводимых в казахстанском образовании реформ. Ведь дьявол, как известно, кроется в мелочах.