В СССР к творчеству многих зарубежных писателей было, мягко говоря, довольно сложное отношение. Одни объявлялись друзьями Советского Союза (например, тот же Сартр, которому «подкорректировали» биографию, сделав активным участником движения Сопротивления), вторые из друзей превращались во врагов (Андре Жид), третьи предавались анафеме и их сочинения вовсе не издавались в стране, а за ввоз и хранение их книг полагались реальные тюремные сроки (Оруэлл, Мисима, Селин и другие). Своеобразным памятником подобного идеологического взгляда на литературу стала Большая Советская Энциклопедия.
Мы отобрали пять цитат из Третьего издания БСЭ (1969 — 1978 гг.), описывающих жизнь и творчество Луи-Фердинанда Селина, Юкио Мисимы, Кнута Гамсуна и других классиков XX века.
Луи-Фердинанд Селин
В 1936 С. приезжал в СССР, напечатал пасквиль на коммунизм — памфлет «Меа culpa» (лат. «Моя вина»; 1936). Апологет фашизма, С. проповедовал антисемитизм (памфлет «Безделицы для погрома», 1937), защищал гитлеровский расизм (памфлет «Школа трупов», 1938), раболепствовал перед немецко-фашистскими оккупантами (памфлет «Время затруднений», 1941). Разгром фашизма вызвал у С. ожесточение (записки «Феерия для иного случая», 1952). Автобиографические хроники «Из замка в замок» (1957) и «Север» (1960) посвящены агонии коллаборационизма, предсмертным дням фашистского режима.
Юкио Мисима
Сын крупного чиновника. Главные персонажи большинства романов М. оказываются физически или психологически увечными, их привлекают кровь, ужас, жестокость или извращённый секс («Исповедь маски», 1949, «Храм золотой беседки», 1956). В романе «Прекрасная звезда» (1962) автор желает гибели земной цивилизации. Романы М. часто становились бестселлерами, многие из них экранизированы. Идеолог ультраправых кругов, М. выступал за возрождение верноподданнических традиций («Крик души героя», 1967), проповедовал фашистские идеи (пьеса «Мой друг Гитлер», 1968). В 1970 во время неудавшейся попытки военного переворота покончил с собой.
Кнут Гамсун
Марксистская критика (Г. В. Плеханов и др.) уже в начале 20 в. указывала на декадентские и реакционные тенденции в творчестве Г., в то же время отмечая его талант. М. Горький не раз писал о художественной силе и оригинальности лучших книг Г.В годы 2-й мировой войны 1939-45 Г. сотрудничал с немецкими оккупантами. После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине и подвергся бойкоту со стороны норвежской общественности. Годы ожидания суда (1945-48) описаны Г. в кн. «По заросшим тропам» (1949). Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Г. в годы оккупации и его литературно-художественным наследием.
Олдос Хаксли
В 30-е гг. сатирическое начало в творчестве Х. слабеет. Он начинает абсолютизировать биологические свойства человеческой природы. Этапом в эволюции Х. стала «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932); её основную идею писатель заимствовал из работы Б. Рассела «Научное мировоззрение» (1931). В «прекрасном новом мире» (название романа взято из «Бури» У. Шекспира) господствуют автоматизация, стандарт и бездуховность, в нём нет места искусству и самым естественным человеческим чувствам — любви и материнству. Ужас перед стремительным техническим прогрессом и неверие в социальный прогресс приводят Х. к идеям непротивления злу, к религии и восточной мистике. Но даже идею нравственного самосовершенствования в романе «После многих лет умирает лебедь» (1939) компрометирует гротескно-фантастическая концовка романа. Концепция человека, складывающаяся в произведениях Х. 30-40-х гг., сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман «Обезьяна и сущность», 1948). В послевоенные годы Х. всё реже обращается к художественному творчеству. Путь Х. от рационализма к мистике — один из ярких примеров кризиса буржуазно-либерального сознания в 20 в.
Джордж Оруэлл
Литературная и политическая репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» (1945), проповедующей бессмысленность революционной борьбы, и с романом-антиутопией «1984 год» (1949), в котором изображается общество, идущее на смену капитализму и буржуазной демократии. Будущее общество, по О., — тоталитарный иерархический строй, покоящийся на изощрённом физическом и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.
С субъективно-идеалистических позиций О. рассматривает проблему свободы и необходимости, истинности знания, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о некоторых опасных социальных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистической пропаганды (миллионные тиражи на многих языках, многочисленные радио- и телепередачи, кинофильмы). В 60–70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за которое ведут между собой острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что многие тенденции современного западного общества выражены в «оруэлловских» описаниях 1984 года.