«Не болит голова у дятла» (Ленфильм, 1974)
Режиссёр Динара Асанова. Композитор Евгений Крылатов, джазовые импровизации группы Владимира Василькова.
Подростковая мелодрама, дебютный полнометражный фильм выпускницы режиссёрского факультета ВГИКа Динары Асановой (1942-1985): типичная для 1970-х попытка уйти от тематики строительства коммунизма и героизма широких масс к психологии отдельных людей, к человеческой личности. Главный герой, семиклассник Муха (юный актёр Александр Жезляев), помимо несчастной влюблённости в одноклассницу Иру и сложных отношений со старшими поколениями, занят освоением ударной установки и репетициями с самодеятельной джаз-рок-группой.
Иногда он пробирается в местный дом культуры и подсматривает, как репетируют взрослые дядьки, которые играют точно такой же джаз-рок.
Из перспективы нескольких десятилетий мы узнаём среди длинноволосых «дядек» профессиональных джазменов: здесь и московский барабанщик Владимир Васильков (несомненно, герой и идол юного Севы Мухина), и ленинградцы — флейтист (в жизни в первую очередь саксофонист) Ростислав Чевычелов, уехавший впоследствии в США гитарист Борис Лебединский и др. Сходство звучания взрослых профессионалов и подростковой самодеятельности — не случайность: в саундтреке фильма в обоих случаях звучит игра группы Владимира Василькова, а в эпизоде репетиции подростковой самодеятельности юные актёры то более, то (чаще) менее правдоподобно изображают под фонограмму, что играют сами.
Участие Владимира Василькова (1944-2013) в фильме — отдельная история: он в это время работал в Эстрадном оркестре Леонида Утёсова, а Леонид Осипович не очень любил, когда его музыканты делали что-то на стороне. Пришлось администраторам фильма ехать из Ленинграда в Москву, чтобы отпросить Василькова на съёмки. Утёсов устроил им настоящий экзамен на знание... первого джазового фильма советского кино — «Весёлые ребята» (см. первый выпуск этой рубрики). По счастью, члены съёмочной группы фильм знали хорошо, экзамен выдержали, и московский барабанщик снялся в «Не болит голова у дятла» и записал для него сюжетно важные джаз-роковые импровизации на ударной установке. А впоследствии, в 1979 г., Васильков написал музыку к ещё одному фильму Динары Асановой — «Жена ушла»: она тоже выдержана в джазовой стилистике (точнее, в стилистике фьюжн), но такой важной роли, как в «Не болит голова у дятла», в ленте 1979 года джаз уже не играет.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!