Всем привет!
Сегодня мы поговорим о таком понятии, как экспозиция. Непосвящённых человек скажет, что это выставка картин в галерее и т.д. и т.п. В фотографии это не совсем так.
Экспозиция- это количество света, попавшего на светочувствительный элемент. Если света попало недостаточно, то фотография получится темной, а если света слишком много, то пересвеченной. Другими словами, экспозиция, это правильность фотографии с точки зрения освещенности.
За правильность экспозиции отвечают 3 параметра:
• Выдержка
• Диафрагма
• Светочувствительность(ISO)
С помощью этих трёх инструментов мы можем настраивать экспозицию, исходя из условий съёмки и задумки автора.
Выдержка отвечает за время поступления света на матрицу(пленку) и отображается, как дробными, так и целыми числами. Дробные показывают время выдержки, исчисляемое долями секунды(1/100; 1/400; 1/1000), а целыми- время выдержки в целых секундах. Используя выдержку, мы имеем возможность замораживать движение, что полезно при съёмке активных занятий, минимальная выдержка для остановки движения- 1/250с. Так же, мы можем, наоборот, размыть какие-то движущиеся объекты, если будем использовать длинную выдержку.
Диафрагма отвечает за глубину резкости изображаемого пространства и за количество света, получаемого матрицей фотоаппарата(о диафрагме я рассказывал в этой статье). Чем больше будет открыта диафрагма, тем больше света она пропустит, это позволит сократить выдержку чтобы избежать смазывания, но это негативно отразится на резкости изображения, так как открытая диафрагма уменьшает зону резкости. Здесь нужно искать баланс, исходя из освещения, возможностей техники и задумки автора.
Светочувствительность(ISO), это чувствительность матрицы фотоаппарата к попадающему на нее свету, обозначается как ISO, и выражается цифрами- ISO-100; ISO-1250; ISO-6400. В современных фотоаппаратах этот параметр настраивается, либо автоматически, либо ручным способом. Светочувствительность матрицы позволяет нам снимать, когда света недостаточно. Повышая светочувствительность матрицы, мы можем сокращать выдержку и наоборот. Увеличение светочувствительности матрицы позволяет нам, в неидеальных условиях, добиться правильной экспозиции на фотографии и избежать смазывания за счёт сокращения выдержки. Но есть и обратная сторона, при увеличении светочувствительности на фотографии появляются шумы. Шумы, это разноцветные точки на изображении. С технической стороны светочувствительность самой матрицы не увеличивается, увеличивается возникающий в ней ток, это увеличение и создаёт шумы.
Зная о каждой составляющей экспозиции, мы можем использовать эти знания для своего удобства. Например, если вам предстоит сфотографировать залитую солнцем лужайку, можете смело выставлять минимальное значение светочувствительности, короткую выдержку и максимально закрыть диафрагму, света хватит чтобы получить правильно экспонированную фотографию. Если же освещение более скудное, то мы можем пойти тремя путями:
• Открыть диафрагму, это увеличит поток света через объектив и поможет получить правильно освещённое изображение, не прибегая к увеличению выдержки или светочувствительности, но, это негативно скажется на глубине резкости- изображаемый объект может оказаться четким лишь частично.
• Увеличить выдержку. При сохранении значения диафрагмы и светосилы- это единственный вариант. Но, увеличение выдержки вызывает неудобства съёмки, до определенного момента возможно снимать с рук, но, при выдержке длиннее 1/100с появится необходимость в опоре для фотоаппарата, что тоже не всегда возможно. Получается, мы имеем четкий объект, отсутствие шумов на изображении и необходимость воспользоваться опорой. Хотя, это можно использовать в своих художественных целях, например размыть воду на изображении или получить следы от источников света.
• Увеличить светочувствительность. Самый простой путь, который позволит сохранить нужную глубину резкости и выдержку, но, как мы знаем, увеличит количество шумов. Но, в некоторых ситуациях шумом можно пренебречь. К сожалению производители пока не смогли добиться полного избавления от шумов, но делают успехи в этом деле. Так что, в скором времени можно будет забыть о неудобствах вызванных неспособностью камеры снимать при плохом освещении.
Прочитав эту статью и, зная из каких частей складывается экспозиция, можно смело брать в руки камеру и экспериментировать, выставлять разные значения диафрагмы для получения разной глубины резкости, управлять выдержкой, чтобы заморозить, или размыть движущийся объект и потренироваться в съёмке при плохом освещении.
Надеюсь, статья была полезной и пригодится Вам в ваших творческих экспериментах.
Спасибо за уделённое время и внимание.
Всегда рад Вам на моем канале! Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
До новых встреч!