Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян в интервью для "Business FM" дал оценку роли железнодорожного транспорта в экономике страны.
"За 2003-2017 годы погрузка на железной дороге выросла несмотря на определенные спады погрузки, которые зависят не от железнодорожного транспорта, а от того, какие были тенденции в промышленности и возникали ли кризисные ситуации в экономике. Промпроизводство падало, падала и погрузка, но в целом, если сравнивать с 2003 годом, то погрузка выросла. Грузооборот (один из основных показателей железнодорожного транспорта) вырос с 2003 по 2017 годы на 54,5%. Это достаточно серьезный рост. С уверенностью можно сказать, что железнодорожный транспорт справился и справляется со своей задачей по обслуживанию российской экономики и промышленности.
Сейчас железнодорожный транспорт серьезно конкурирует с автомобильным и трубопроводным видами транспорта. Например, очень много нефтяных грузов ушло с железной дороги в нефте- и нефтепродуктопроводы. Это связано с тем, что ПАО «Транснефть» реализовала достаточно серьезные инвестпроекты по строительству новых трубопроводов. При этом увеличение погрузки угля на сети ОАО «РЖД» является следствием того, что очень сильно увеличился экспорт угля из-за благоприятной экономической конъюнктуры для нашей угольной промышленности на внешних рынках и в связи с выгодными для грузоотправителей тарифами на перевозку железнодорожным транспортом. С 2010 по 2017 годы погрузка угля на экспорт выросла более чем на 80%. Это говорит, что за рубежом есть спрос на этот уголь.
Отмечу, что ОАО «РЖД» достаточно активно модернизирует существующую инфраструктуру и строит новую. Перед Зимними Олимпийскими играми 2014 года в Сочи была построена и введена в эксплуатацию совмещенная автомобильная и железная дорога. В 2015-2017 годы построена железнодорожная линия в обход Украины протяженностью 136,9 км. С начала 2018 года ведутся активные работы по строительству железнодорожной части Крымского моста. В то же время проводится большая масштабная программа по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Развиваются подходы к портам Азово-Черноморского бассейна. Особо отмечу, что сейчас активно обсуждается вопрос развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и это одно из направлений синергетического развития страны.
Географическое положение нашей страны надо использовать. Огромные объемы перевозок осуществляются между Азией и Европой с востока на запад. В значительной степени перевозятся контейнерные грузы. Чтобы использовать свое географическое положение, России нужно развивать транзитный потенциал и особенно контейнерные перевозки. В 2017 году транзитные перевозки выросли до 21,7 млн т, а по итогам 2018 года могут вырасти до 23 млн т. Перевозки контейнеров по железной дороге в России растут последние 5 лет темпами около 6,5% в год. При этом средний мировой рост объемов грузоперевозок контейнерами из Азии в Европу составляет 5% в год. То есть в России темпы роста выше мировых.
По развитию контейнерных перевозок есть Указ Президента РФ о том, что необходимо в 4 раза увеличить объемы транзита через территорию страны. По оценкам не только ИПЕМ, но и других отраслевых экспертов, к 2025 году только железнодорожные контейнерные грузоперевозки через Россию в направлении из Азии в Европу могут превысить 1,5 млн условных контейнеров (TEU). По итогам 2017 года перевезено 417 тыс. TEU.
ОАО «РЖД» в приоритетном режиме планирует развивать логистические и транспортные технологии для привлечения новых грузов и повышения конкурентоспособности компании. При этом массовые грузы останутся основными в перевозках компании, так как они не могут быть перевезены другими видами транспорта в таком же объеме. Например, уголь в таком объеме ни одному из других видов транспорта перевезти не под силу. То же самое относится и к части строительных грузов, то есть массовые грузы все равно тяготеют и будут тяготеть к железнодорожному транспорту. Но развитие новых транспортно-логистических технологий позволит РЖД привлечь новые грузы, даже не относящиеся к железнодорожному транспорту.
Судя по Долгосрочной программе развития монополии, предполагается дальнейшее развитие железнодорожной сети. В частности, будет продолжаться развитие БАМ и Транссиба, будут развиваться подходы к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна. Стратегия компании предполагает повышение производительности и снижение издержек, что позволит ОАО «РЖД» финансировать программу развития за счет собственных ресурсов, а не с помощью государственного финансирования".
Полный текст статьи «Зеркало экономики» с комментарием гендиректора ИПЕМ доступен по ссылке.
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!
Также по теме:
- Анализ погрузки на сети РЖД: существенное замедление темпов роста по итогам июля, А. Слободяник, 13 августа, 2018
- ИПЕМ прогнозирует сохранение роста погрузки в 2018 году, 12 декабря, 2018