Найти тему
DA Info Pro

Чаевые: Сколько стоит благодарность?

DA Info Pro. Каждый из нас рано или поздно сталкивался с вопросом о чаевых: «Когда уместно их оставлять и сколько, чтобы не казаться скупым и не переплачивать?» Одним словом, тема это довольно деликатная и требует более детального изучения. 

Принято считать, что традиция оставлять «на чай» пришла к нам из Англии. Одна из версий гласит, что в начале 18-ого века во время светских приемов знать предпочитала давать монеты официантам, желая их поторопить. Это называлось «to insure prompt» («для быстрого обслуживания»). Со временем фраза сократилась до аббревиатуры «tip» («чай»), и в этом виде используется теперь во всем мире. 

Сегодня добровольные денежные вознаграждения сверх счета принято оставлять повсеместно в сфере услуг: в гостиницах, кафе и ресторанах, салонах красоты, водителям такси, доставщикам и многим другим. 

Существуют определенные причины, заставляющие нас оставлять чаевые. Мы либо хотим мотивировать персонал лучше обслужить нас в следующий раз, либо желаем отблагодарить за хорошую работу, или стремимся получить общественное одобрение. Однако, как утверждают психологи, основным фактором является желание соблюсти установленные правила и избежать осуждения. 

В наших странах в кафе и ресторанах «на чай» принято оставлять наличными 10% от суммы чека. Это очень удобная для подсчета сумма, и, как правило, она округляется в большую сторону. Иногда эта сумма варьируется от 5 до 15%, в зависимости от множества факторов: тип заведения, психотип посетителя, сумма чека и качество обслуживания. Таксистам и доставщикам чаще предлагают оставить сдачу себе, а работникам салонов предпочитают делать отдельные подарки. 

Помните, что чаевые позволяют кафе и ресторанам платить персоналу меньше и устанавливать более низкие цены в меню. Поэтому денежные вознаграждения часто составляют основной доход официантов. В некоторых заведениях предусмотрена возможность снятия чаевых с карты. В таких случаях денежный эквивалент идет в общую кассу, из которой обслуживающий вас персонал получает минимум или не получает ничего. Бывает, что плата за обслуживание включена в счет. Тогда она указывается отдельно в меню и в чеке. В этом случае оставлять дополнительные деньги не нужно. Более того, если обслуживание вам не понравилось, можно попросить вычесть из чека лишнее.