Найти в Дзене
ActivityEdu

Международные исследования качества школьного образования

Оглавление

В последние годы названия международных сравнительных исследований, оценивающих знания и умения учеников школ, часто попадают в новости, поскольку страны-участницы глубоко заинтересованы в результатах этих соревнований. Самыми известными из них являются PISA, TIMSS и PIRLS, которые оценивают навыки чтения и уровень знаний в области математики и естественных наук. Список продолжают сравнительные исследования ICCS и ICILS, выявляющие лидеров в области граждановедения и компьютерной грамотности соответственно. Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2008 года проводит исследование TALIS, которое собирает статистические данные об учителях. 

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS

Тестирование TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) было проведено самым первым, ещё в 1995 году. Его целью стал сравнительный анализ качества обучения в области математики и естественных наук. В 1995 году для исследования были приглашены учащиеся третьего, четвёртого, седьмого, восьмого и одиннадцатого классов. Сегодня же в нём участвуют только ученики четвёртого и восьмого классов. Проводится TIMSS раз в четыре года и следующее тестирование состоится в 2019 году.  Его организатор - Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements). Составители тестов стараются сделать вопросы интересными и творческими, чтобы превратить тестирование в интересный для школьников процесс, однако для каждого задания необходимы базовые знания по указанным предметам. Кроме основного тестирования создатели иногда проводят TIMSS Advanced - исследование, участие в котором принимают выпускники школ. На сегодняшний день такое исследование проходило три раза: в 1995, 2008 и 2015 годах. 

В различных подразделах тестирования принимает участие неравное число участников. К примеру, в 2015 году в соревновании среди восьмиклассников поучаствовали только 39 стран мира, а вот список участников конкурса среди четвероклассников был чуть больше. Российские школьники показали тогда хорошие результаты, войдя в десятку лидеров во всех направлениях. 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

В 2000 году было создано тестирование PISA (Programme for International Student Assessment). Раз в три года ОЭСР проводит его среди школьников в возрасте 15 лет. PISA проверяет навыки чтения участников и их знания по математике и естественным наукам. При этом каждый раз составители тестов выбирают один из трёх разделов и уделяют ему особое внимание, включая в него большинство заданий. Это позволяет дать наиболее глубокую и точную оценку обучению в каждой выбранной области знания. Однако, в отличии от TIMSS и PIRLS, которые проверяют скорее качество усвоения теоретических знаний, получаемых в рамках школьной программы, PISA ставит своей задачей проверку практических навыков школьников, их умения использовать теоретические знания для решения конкретных задач. Такие задания даются непросто школьникам из России, где система образования нацелена на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, состоящие в основном из теоретических вопросов. По итогам тестирования 2015 года, Россия, к примеру, заняла лишь 32-е место среди 72 стран-участниц. 

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS 

В 2001 году было создано исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Его целью является проверка навыков чтения и навыков понимания текста среди выпускников начальной школы. В России это ученики четвёртого класса, которые, к слову, показывают очень хорошие результаты, начиная с 2006 года. В рейтинге наша страна занимает промежуточное положение между первым и вторым местом, то уступая, то обгоняя Гонконг. Всего же в соревновании принимают участие в среднем около 40 стран. Проводит это исследование каждые пять лет Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA. Участникам предоставляют два текста: художественный и научно-популярный, к каждому из которых составлен ряд вопросов, проверяющих умение школьников находить в тексте необходимую информацию, обобщать и анализировать сказанное. 

Международное исследование качества граждановедческого образования ICCS

В 2009 году учёными из IEA было проведено тетирование ICCS (The International Civic and Citizenship Education Study). По его результатам исследователи составили рейтинг качества граждановедческого образования в различных странах. Делают они это для того, чтобы подготовить школьников к их взрослой жизни в государстве, в гражданском обществе, познакомить их со своими правами и обязанностями. Также они исследуют атмосферу в школах, профессионализм учителей и их отношение к гражданским правам и обязанностям. В тестировании принимают участие школьники 13-14 лет. Как правило, это ученики восьмого и девятого классов. Во втором соревновании, которое состоялось в 2016 году, Россия заняла седьмое место. Новое тестирование проведут в 2022 году. 

Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS 

Тестирование ICILS (International Computer and Information Literacy Study) было проведено пока только один раз. В 2013 году в нём приняли участие ученики восьмого класса из 21-ой страны. В ходе исследования у школьников выявляют навыки владения компьютером и различными его инструментами. К примеру, участник должен уметь быстро находить в интернете необходимую информацию, пользоваться почтой и социальными сетями, а также программами для создания документов и презентаций.

Кроме заданий исследование включает в себя анкету, которая призвана собрать информацию об ученике-участнике исследования, о преподавателе и о школе. 

Россия занимает 13-е место в рейтинге, сформированном его создателями.

Международное сравнительное исследование учительского корпуса TALIS

В анкетах, которые раздают участникам, их просят рассказать о своих взглядах на профессию учителя, об отношениях с руководством, о карьерном и профессиональном росте. Результаты этого опроса не преобразуются затем в какие-либо рейтинги, как в случае с другими исследованиями. Его основная задача - обозначить проблемы, с которыми сталкиваются учителя по всему миру и в конкретной стране, показать, как смотрят они на процесс образования. Это исследование помогает составить наиболее полную картину жизни в школах.

Другие исследования IEA

IEA является самой крупной организацией, которая занимается сравнительными исследованиями. Именно она проводит TIMSS, PIRLS, ICCS. Но кроме этих крупных тестирований организацией были созданы и другие проекты. К сожалению, многие из них оказались не столь успешными и так и не были проведены во второй раз. К примеру, исследование дошкольного образования ECES (Early Childhood Education Study) временно заморожено, так как организаторы сейчас ищут участников. В прошлый раз в исследовании приняли участие восемь стран, в том числе и Россия. Исследования SITES-M (Second Information Technology in Education Study), SITES-M1 и SITES-M2 собирали информацию о том, насколько хорошо оснащены школы современным оборудованием и насколько тесно с ним общаются учителя и ученики. Также существовали проекты соревнований по литературе, иностранным языкам и другим предметам, однако все они не проводятся сегодня.

Какова основная задача таких сравнительных исследований? 

Данные соревнования помогают странам-участницам, во-первых, объективно оценить свою систему образования, поскольку организаторы исследования не ограничиваются только составлением рейтингов, и, в случае необходимости, можно внести какие-то изменения в школьную программу. Во-вторых, сравнивая рейтинги, составленные в разное время, участники могут отследить, появился ли прогресс и какие-то улучшения в их системе образования. 

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.