Найти в Дзене

«Обязательная оценка квалификации» с точки зрения практика.

Статья из 8/9 номера приложения «Информационная мозаика» к журналу «Коммунальщик XXI века» за 2018 г. В настоящее время профессиональное сообщество активно обсуждает тему введения обязательной оценки квалификации, охватывающую все отрасли экономики. Это относится и к ЖКХ. Как в пояснил в комментариях Генеральный директор Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Борис Хмельников, который состоит в Совете по Профессиональным Квалификациям в сфере ЖКХ: С 1 июля 2019 года отменяются все виды аттестации специалистов, а кроме того Совет по Профессиональным Квалификациям выходят в Минтруд с инициативой об отмене ЕТКС и в соответствии с Трудовым Кодексом останется только независимая оценка как и было запланировано при принятии закона. То есть правительство РФ планирует ввести обязательную оценку квалификаций сотрудников предприятий с 2020г.Причем, предполагаемая стоимость подобной оценки от 6 до 12 тыс. руб. за аккредитуемого. С моей точки зрения, как человека имеющег
Д.Гольменко, заместитель генерального директора ООО Управляющая компанию «Союз», г.Иркутск
Д.Гольменко, заместитель генерального директора ООО Управляющая компанию «Союз», г.Иркутск

Статья из 8/9 номера приложения «Информационная мозаика» к журналу «Коммунальщик XXI века» за 2018 г.

В настоящее время профессиональное сообщество активно обсуждает тему введения обязательной оценки квалификации, охватывающую все отрасли экономики. Это относится и к ЖКХ. Как в пояснил в комментариях Генеральный директор Научно-исследовательского центра муниципальной экономики Борис Хмельников, который состоит в Совете по Профессиональным Квалификациям в сфере ЖКХ: С 1 июля 2019 года отменяются все виды аттестации специалистов, а кроме того Совет по Профессиональным Квалификациям выходят в Минтруд с инициативой об отмене ЕТКС и в соответствии с Трудовым Кодексом останется только независимая оценка как и было запланировано при принятии закона. То есть правительство РФ планирует ввести обязательную оценку квалификаций сотрудников предприятий с 2020г.Причем, предполагаемая стоимость подобной оценки от 6 до 12 тыс. руб. за аккредитуемого.

С моей точки зрения, как человека имеющего опыт предпринимательства и, работающего в руководстве Управляющей Организации, специализирующейся на эксплуатации многоквартирных домов, данное нововведение является более чем сомнительным.

.

Меня, если честно говорить, в этом смущает все, начиная от самого формирования Советов по Профессиональным Квалификациям (СПК) и заканчивая планируемым введением дополнительной нагрузки на работодателя или самого работника предприятия в виде оплаты за некую оценку квалификации каждого сотрудника предприятия Центром Оценки Квалификации (ЦОК).

На мой взгляд, наличие диплома о высшем или среднем профессиональном образовании или о получении соответствующего дополнительного образования само по себе должно служить подтверждением определенной квалификации, как это делается, например, в США. Правда, к сожалению, огромное количество работодателей отмечают, что образование, которое специалисты получают в ВУЗах и техникумах, сплошь и рядом не соответствует их требованиям, в результате чего сфера ЖКХ испытывает острый недостаток профессиональных кадров.

Это относится не только к ЖКХ. Так более 80% трудоспособного населения России не имеют навыков и компетенций для работы на современных рынках, а дефицит квалифицированных кадров, необходимых для развития экономики и ее перехода к новому укладу вслед за развитым миром, составляет 10 млн человек до 2025 года. Причем система образования с их подготовкой не справляется, констатирует BCG. Образованность сплошь и рядом подменяется «одипломливанием», а получение «корочки» ВУЗа нередко девальвировано до пустого социального ритуала, цель которого либо «пропуск» в общество, либо отсрочка от армии. В результате 91% российских работодателей считают, что у выпускников недостаточно практических навыков, а 83% воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий, говорится в исследовании BCG. (Источник: https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/rossiyane-teryayut-interes-k-vysshemu-obrazovaniyu-1027419453)

Если верить заявлениям некоторых представителей СПК и ЦОК, введение так называемой независимой оценки квалификаций эту ситуацию непременно исправит. Я лично в этом очень сильно сомневаюсь: ведь при помощи простой проверки и аттестации едва ли можно исправить то, что не было получено. Если же человек обучен соответствующим образом и успешно сдал положенные экзамены, то дополнительная аттестация представляется излишней. Следовательно вопрос соответствия образования требованиям работодателя должен быть в первую очередь адресован Министерству Образования РФ и оценивать надо в первую очередь соответствие учебных программ и экзаменационных вопросов требованиям, предъявляемым к специальности, указанной в дипломе.

Качество образования приобрело характер государственных интересов, поэтому прежде в его в этом должен быть заинтересованы Президент и Правительство РФ, помимо работодателей.

.

Возможно независимая оценка квалификации могла бы принести определенную пользу, если бы она была направлена на контроль качества образования, получаемого в вузе, техникуме или на курсах повышения квалификации. Но в том виде, в котором она предлагается, я воспринимаю ее просто как своеобразную дань, который должны будут заплатить или предприниматели за каждого сотрудника или сами работники и по сути дела не несущую никакой пользы для бизнеса — если человек не обладает достаточными знаниями и навыками, необходимыми для определенной работы, то нормальный предприниматель или вообще не будет приглашать подобного сотрудника или же постарается избавиться от него при первом удобном случае. Более того, на фоне увеличения налоговой нагрузки, падения потребительского спроса и в целом ухудшения экономический условий, к введению каких-либо дополнительных нагрузок на предпринимателей я отношусь негативно в принципе.

.

В частности "Альфа-банк" в очередном исследовании "Пульс малого бизнеса" приводит следующие данные (Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/maly-biznes-zayavil-o-khudshem-za-3-goda-krizise-v-ekonomike-1027429818):

Опрос, проведенный банком среди 3 тысяч индивидуальных предпринимателей и компаний c выручкой до 350 миллионов рублей в год, показал, что оценки и ожидания обвалились до уровней «пика» экономического кризиса.

Индекс настроений составил минус 27 пунктов - хуже за последние 3 года предприниматели были настроены лишь в ноябре 2015-го.

83% опрошенных заявили, что текущее состояние экономики не дает развивать бизнес. 50% считают, что в ближайшие полгода ситуация продолжит ухудшаться.

Бизнес жалуется на деградацию во всех сферах: более половины респондентов отметили падение прибыли, треть - снижение числа клиентов и покупок.

73% констатировали сжатие платежеспособного спроса внутри страны; 59% считают, что он продолжит сокращаться, оставляя бизнес один на один с давлением от высоких налогов (46% респондентов) и нехваткой финансовых средств (37%).

Доля тех, кто называет проблемой №1 налоговую нагрузку, растет с 2017 года - сказывается тренд на «обеление экономики» и усиление налогового контроля, отмечает Альфа-банк.

По итогам прошлого года только за счет мер по улучшению собираемости бюджет изъял у бизнеса дополнительно 500 млрд рублей. В план на следующий год заложено еще 500 млрд.

Налоговая нагрузка растет, прибыль сокращается, а настроения компаний ухудшаются, и они вынуждены искать новую бизнес-модель, говорит руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-банка Ольга Третьякова.

.

На мой взгляд, не только налоговая и административная нагрузка влияет на настроение предпринимателей, но и отсутствие полноценной конкуренции, развитого рынка и гарантий при долгосрочном планировании развития предприятия. Развитый рынок и полноценная конкуренция служат основным мотиватором для повышения уровня профессионализма сотрудников предприятия, которое сказывается на качестве предоставляемых услуг или товаре.

.

Что касается сферы ЖКХ и, в частности, рынка обслуживания недвижимости, то здесь существуют серьезные проблемы, такие как: отсутствие полноценной конкуренции, сформированного института собственности, учитывающего особенности объектов недвижимости, полноценных правовых отношений между исполнителем услуг и заказчиком/собственником помещений в МКД , чрезмерная административная нагрузка с введением лицензионного контроля со стороны Государственных Жилищных Служб и т.д.

Также зачастую Управляющим организациям приходится сталкиваться с откровенным непрофессионализмом среди сотрудников Государственных надзорных органов и служб, в частности Государственной Жилищной Службы.

.

Приведу два небольших примера из личного опыта:

Жилищная Служба Иркутской области вынесла предписание об устранении выявленных нарушений в отношении Управляющей организации, а УО отказалась его выполнять, мотивировав это тем, что оно незаконное, при этом данная организация письменно обратилась в ГЖИ и просило провести проверку в отношении должностного лица, которое выявило т.н. нарушение. На своё обращение Управляющая Организация от ГЖИ получила ответ где сказано, что ГЖИ действует естественно (а как же иначе :-) ) в законодательных рамках, после этого ГЖИ обращается в Мировой Суд с иском об административном правонарушении в отношении УК. Суд рассмотрел данное дело и вынес решение в котором указывает, что суду не предоставлены доказательства наличия выявленных нарушений, о которых указано в предписании ГЖИ, также суду не предоставлены доказательства правомерности внеплановой проверки. В силу установленных обстоятельствах, у суда возникают сомнения относительно законности проведения документарной проверки и, как следствие, о законности, вынесенного предписания!

.

Ещё могу привести пример, когда судья Арбитражного суда была возмущена безобразным документооборотом ГЖИ , по причине того, что Служба предъявляет в Суд порой документы вызывающие крайне немало вопросов и как следствие огромные сомнения в компетенции сотрудников Государственной Службы.

Я могу привести ещё десятки примеров, свидетельствующих о недостаточной компетенции сотрудников ГЖИ, думаю многие Управляющие компании меня поддержат и приведут свои примеры, также как и собственники помещений в МКД, которые зачастую получают ответ в виде: «Если вы считаете ,что ваши права нарушены, то обращайтесь в суд».

.

Поэтому хотелось бы, чтобы государственные служащие в первую очередь сами имели бы достаточно высокий уровень квалификаций, а не создавали бы искусственно проблемы ни собственникам, ни Управляющим организациям. Тем более, что государственный контроль и надзор в сфере ЖКХ должен быть ориентирован прежде всего на обеспечение безопасного проживания собственников помещений в многоквартирных домах.

Вообще, с моей точки зрения, оценивать профессионализм сотрудников организаций должны прежде всего потребители услуг, но к сожалению в сфере ЖКХ между исполнителем и заказчиком жилищных услуг всегда присутствует навязанные в силу закона посредники в виде государственных служб, ведомств и министерств, которые нередко мешают в создании полноценных договорных взаимоотношений, а зачастую даже служат созданию коррупциогенных факторов.

.

Также введение обязательной оценки квалификации возложит на Управляющие организации определенные финансовые затраты, в результате которых Управляющие Компании будут вынуждены повысить управленческое вознаграждение, что отразится в платежном документе за жилищно-коммунальные услуги. В этой связи напомню, что с 2019 года повысится ещё и НДС до 20%.

В свою очередь В России может вырасти итоговая сумма в платежках ЖКХ. С таким предложением недавно выступило Минэкономразвития. В ведомстве предложили увеличить коммунальные тарифы на те же процентные пункты, на которые был увеличен НДС.

.

В связи с вышесказанным, я считаю, что даже если введение оценки квалификации инициировано благими намерениями, то оно при подобных экономических условиях не способно реально привести к повышению качества работ и услуг и может легко превратиться в продажу бумажек, которые не представляют никакой ценности ни для работодателя, ни для работников организаций, ни для потребителей, а только приведут к финансовым затратам (соответственно это отразится на стоимости услуг или товара). Но по всей видимости очередным бенефициарам удастся на этом заработать — легальным (плата за оценку) или нелегальным (плата за выставление положительной оценки) образом.