Крупные внебиржевые (OTC) сделки на криптовалютном рынке, как правило, непрозрачны для посторонних. Как человек, имеющий доступ к этому пространству, я готов представить некоторые интересные наблюдения об основных сторонах, участвующих в этих сделках, и о том, как их взаимодействие приводит к культурному столкновению.
Покупатели
Существует два основных типа крупных крипто-покупателей: крупные биржи и богатые семьи.
Основными покупателями являются крупные биржи. Чтобы обеспечить постоянный спрос на биткоины, они покупают их оптом со скидкой и сразу же продают по рыночной цене во многих небольших транзакциях. Если у них нет достаточно денег, чтобы купить их оптом, они сотрудничают с инвестиционными фондами. Фонды заинтересованы в финансировании таких сделок, потому что они покупают с большей скидкой и продают с меньшей. Обменный курс фиксируется в момент заключения сделки, что выгодно как для покупателей, так и продавцов: продавцы знают, что они не продают слишком дешево и покупатели могут минимизировать свои риски — например, если они знают, что они могут продать 3000 биткоинов ежедневно через эту контору, они могут подписать контракт на 100 000 биткоинов, но покупайть только 3000 биткоинов каждый день и сразу же их продавать.
Вторая по величине группа покупателей - крупные семейные офисы и состоятельные частные лица. Они нанимают людей с многолетним опытом работы инвестиционными специалистами в крупнейших банках мира и предпочитают работать по стандартным банковским процедурам. Большинство из этих покупателей просто хотят диверсифицировать свои активы и долгосрочные инвестиции в криптовалюту, особенно сейчас, когда биткоин считается недооцененным относительно своего полного потенциала. (Эти инвесторы должны рассмотреть индексные фонды, такие как наш индексный фонд MRX.) Тем не менее, небольшое количество этих покупателей пытаются использовать криптовалюту, чтобы обойти законы, которые затрудняют перевод их капитала из определенной страны и не могут покупать биткоины непосредственно на бирже, потому что они могут не пройти процедуру “знай своего клиента” (KYC).
Продавцы
Оптовые продавцы биткоинов, вероятно, самая любопытная сторона внебиржевых сделок. Часто это случайные люди, которые получили большое количество биткоинов, например, добывая их или собирая средства для своих проектов ICO. Они имеют их в своих крипто кошельках и понятия не имеют, что делать дальше. Крупные инвестиционные банки не будут обслуживать их, даже если у них есть капитал в сотни миллионов долларов, потому что они не пройдут процедуру KYC и не смогут доказать источник получения биткоинов — банки просто не понимают, что значит “майнить” 100 миллионов долларов.
Легко потерять рассудок в такой ситуации. Только представьте себе, эти продавцы ели лапшу быстрого приготовления всю свою жизнь, и теперь у них есть миллионы на собственных счетах. Но они понятия не имеют, как продавать биткоины, и у них нет опыта управления такими огромными суммами, будь то криптовалюта или фиатные деньги. Они не понимают, что профессиональный управляющий активами может структурировать для них траст или управляющую компанию и помочь им продать свою криптовалюту официально и правильно, оптимизировать свои налоги и управлять своими активами.
Культурное столкновение
Есть культурное столкновение между крупными продавцами и покупателями на внебиржевом рынке. С одной стороны, это продавцы, которые так быстро разбогатели, что не успели по-настоящему адаптироваться. Часто они не похожи на то, что ожидают увидеть традиционные игроки на рынке: они подозрительно молоды, носят одну и ту же порванную одежду каждый день и просто счастливы, что они, наконец, могут позволить себе неограниченное количество травы и жить рядом с пляжем. С другой стороны, это инвестиционные банкиры, которые носят костюмы, работают в дисциплинированной корпоративной среде, следуют строгим рабочим процессам и проводят дни, занимаясь бумажной работой.
В результате покупатели и продавцы часто отказываются разговаривать друг с другом. Продавцы справедливо боятся нарваться на преступников, но инвестиционные банкиры выглядят для них пугающе душными и элитарными. Молодые ребята беспокоятся о том, что их используют или сольют информацию в налоговые органы. Покупатели, в свою очередь, не могут понять, как продавцы со 100 миллионами долларов в биткойнах могут пропускать важные звонки, потому что они были пьяны или под кайфом, и не будут принимать их всерьез при встрече из-за их одежды и манер. Банкиры подозревают всех в мошенничестве, хотя на самом деле это нормальное положение вещей на рынке в настоящее время. Это редкое культурно-историческое явление, скорее, как Дикий Запад, когда люди намыли свое первое золото и, не зная, что с ним делать, идут в бар и пытаются купить за золото выпивку.
Посредники
Поэтому возникает необходимость в посредниках для подключения покупателей и продавцов. Солидные фирмы обычно не участвуют в крипто-сделках, потому что покупатели и продавцы не известны им до самого последнего момента и могут оказаться сомнительными персонажами или людьми, которые намерены отмывать деньги.
Вместо этого наиболее распространенными посредниками в внебиржевых сделках являются юристы - часто юристы второго и даже третьего сорта, которые неизвестны на традиционном рынке и могут позволить себе оставаться в тени. Вам не нужен частный детектив, чтобы понять кто это такие на самом деле. Обычный поиск Google расскажет очень много о таких посредниках, включая скандалы, незаконное присвоение средств клиентов, связи с мафиозными организациями в различных странах, а также преступления, такие как банальная кража денег с эскроу-аккаунтов. В отличие от профессионалов из крупных юридических фирм первого уровня, эти люди не боятся, что крипто-сделки негативно скажутся на их репутации; скорее, они видят возможность срубить быстрых денег и залечь на дно.
То же самое относится и ко многим другим посредникам. Например, банки, которые открыты для внебиржевых крипто-сделок, как правило, неизвестны в традиционной экономике и вынуждены работать с криптовалютами, чтобы быстро получить шанс на успех. Действительно, крипторынок, и особенно его внебиржевая часть, - это новая среда, где каждый может добиться успеха и восстановить свою репутацию. В этом ирония и возможность рынка. Практически любые игроки рынка — от частных лиц до правительств и стран — могут совершить скачок от игрока начального уровня в высшую лигу.
Нетрудно понять, почему каждый хочет получить роль посредника. Средняя скидка на долгосрочную оптовую сделку с ежедневной поставкой 1000-3000 BTC может достигать 8-10%. Сокращение комиссии на 0,1% от скидки только на одну такую сделку может сделать бедного брокера богатым.
К сожалению, не все посредники используют эту возможность должным образом. Из-за нерегулируемого характера рынка и его слабой договорно-правовой базы уровень мошенничества беспрецедентен: более 90% всех предложений на этом рынке являются мошенническими или фишинговыми (охота за информацией о реальных продавцах и покупателях), а 99% агентов не закрыли ни одной сделки. Крупнейшие институциональные эскроу-платформы для таких транзакций даже не имеют веб-сайтов; они принимают новых клиентов только по рекомендации и настаивают на использовании защищенной электронной почты, типа Protonmail.ch.
Отсутствие доверия является огромной проблемой в крупных внебиржевых сделках на рынке криптовалют, так как барьер для входа в него низок. Никто не может вам с точностью подсказать, кто является экспертом, кто имеет хорошие намерения и должна ли чья-то криминальная репутация в прошлом быть помехой в сделке. Рынок варится в мутном бульоне огромного количества посредников. Но на самом деле альтернативы нет, потому что надежные контрагенты с традиционных рынков не будут участвовать в сделках на крипторынке, пока он не будет должным образом отрегулирован.
Несмотря на все вопросы, интересно наблюдать за формированием нового рынка и нового бизнес-сообщества, которое рано или поздно привыкнет к культурным различиям своих членов, найдет общий язык. И самое главное избавится от тех, кто не готов работать честно, чтобы воспользоваться возможностью подняться серьезно и профессионально.