Найти тему

Д.А. Медведев опубликовал Стратегию развития России до 2024 года

Оглавление

Совсем недавно буквально всех без исключения журналистов страны волновал вопрос "Куда пропал Дмитрий Медведев?". Небывалое тогда случилось: "Дмитрий Медведев забросил даже свои любимые соцсети, которые постоянно обновлял. Как отмечают СМИ, глава правительства перестал обновлять Facebook, Twitter и Instagram аж с 11, 17 и 18 августа".

Потом было заявление о том, что у Медведева "спортивная травма", не позволяющая ему появляться на публике. И конечно же, такую "спортивную травму" приписали перегрузкам премьера в национальном виде спорта - литрболе. Синяки под глазами и усталый вид Медведева после его появления на публике эти подозрения относительно литрбольной травмы подкрепили.

Ан нет, не бухал Дмитрий Анатольевич! Хотя может и бухал, но пропадал не из-за этого. Делом он был занят. Государственной важности, да что там (!) мирового, практически межгалактического значения делом был занят.

Он статью научную писал. Да, да, вот эта статья: Д. А. Медведев. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития.

Замахнулся наш премьер-министр на Джорджа Оруэла с его бессмертным "1984". Правда, роман-антиутопия у Медведева не получился, но научно-фантастическая статья вышла. Почему "фантастическая" объясню, а "научная", потому что в научном журнале опубликована, тут уж против фактов не попрёшь...

Ну что, посмотрим на Россию будущего по версии Д. Медведева? Давайте заглянем в 2024 год хоть одним глазком.

Итак, вступительная часть статьи практически воспроизводит знакомый диалог из фильма "Москва слезам не верит":

— А что вообще в мире делается?
 — Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет.


Дмитрий Анатольевич, конечно не процитировал этот диалог, а зря - неплохой эпиграф мог бы получиться. Премьер пишет:

Можно констатировать, что глобальный кризис, начавшийся в 2008 г., открыл в мире период нестабильности, быстрых, порой радикальных перемен и низкой предсказуемости.

Но несмотря или даже вопреки "низкой предсказуемости" и, конечно же, благодаря Медведеву и Ко "Россия смогла достойно ответить на вызовы турбулентного десятилетия".

Мы предотвратили развертывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Еще важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса.

Ну вы в курсе ведь, что во всём мире кризис, а в России сплошной рост.

Закредитованность населения не растет, просроченная задолженность юридических лиц с 2009 по 2017 годы в 2,5 раза не увеличилась, и Ценробанк совсем даже не отзывал лицензии у обанкротившихся банков. Хотя я только за прошлый год полсотни обанкротившихся российских банков насчитал, у которых ЦБ лицензии поотзывал...

Но не судите строго, российский премьер мог и не знать об этих финансовых проблемах - в списке литературы у него указан Доклад об экономике России Всемирного банка (2018). № 39: Умеренное продвижение вперед. Вашингтон: Группа Всемирного банка.

Всемирный банк Медведеву сказал, Медведев успокоился и привел это в своей статье. Поэтому подпевайте:

А мы идем дальше, и следующая часть медведевской статьи называется "Уроки турбулентного десятилетия"

По вступительной части вы помните, что в мире стабильности нет и с предсказуемостью изменений какая-то засада.

Тут Медведев рассказывает, какая именно непредсказуемость заботит его более остальных. И на первом месте "технологическая дефляция" - быстрое удешевление инноваций.

Каких-то 10 лет назад Дмитрий Анатольевич щеголял с новеньким Айфоном за 600 долларов и в ус не дул, а сегодня за эти деньги уже восьмой Айфон продается. И это только полбеды, его прошлогодний Айфон Х теперь не котируется. Не успел он еще на нем экран толком заляпать, а нужно новые ХС и ХС Макс покупать. Вот такая вот технологическая дефляция!

Впрочем, как бы ни измерять ВВП и относиться к проблеме технологической дефляции, задача обеспечить высокие темпы экономического роста как основы повышения благосостояния граждан остается всегда и для всех стран главной. И здесь опыт минувшего десятилетия подводит к некоторым важным выводам:
Во-первых, ... прекращение спада (экономики) не означает одновременного возобновления роста (экономики).
Во-вторых, преодоление стагнации не может быть достигнуто исключительно макроэкономическими мерами (денежной или бюджетной политикой).
В-третьих, для возобновления роста необходимы структурные и институциональные реформы...: это развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, совершенствование государственного управления.

И тут премьер озвучивает серьезную проблему: "Слишком много денег накапливается у предприятий и банков, но но мало кто решается их занимать для инвестирования".

Отсюда шаг первый:

Необходимо «подтолкнуть частный сектор начать использовать его огромные финансовые накопления не для краткосрочного финансового инжиниринга, а для помогающих экономическому росту инвестиций в заводы, оборудование и людей»

В этой связи, частный сектор, готовьтесь свои "огромные финансовые накопления" инвестировать и помогать экономическому росту страны.

С проблемой государственного долга у России полный порядок, "он чрезвычайно мал" (цитирую премьер-министра), чего не скажешь о госдолге европейских государств, растущем не по дням а по часам...

Правда, есть у меня некоторые сомнения. Может специалисты смогут объяснить, почему в Таблице 1 госдолг в % к ВВП вырос на 5,4 %, а в следующей Таблице 2 за тот же период в тех же процентах к тому же ВВП он сократился на 0,1%?!

-2

Впрочем, какая разница вырос он или сократился?! Тут по-серьезнее проблемы есть.

Социальное неравенство, перспективы занятости ввиду внедрения роботов и искусственного интеллекта, а также рост популистских настроений.

Впрочем, об этом позже, ведь самый главный урок десятилетия - это цены на нефть и передел энергетического рынка.

Структурные сдвиги на мировом нефтяном рынке, постепенно накапливавшиеся в этой отрасли, привели к обвалу конъюнктуры и серьезному переделу энергетического рынка. По оценкам российских экспертов, это снизило динамику нашего ВВП по крайней мере в два раза сильнее, чем принятие антироссийских санкций

Ну вы видели это? "Передел энергетического рынка снизил динамику нашего ВВП".

Напомню, до 2009 года лидером по экспорту нефти была Саудовская Аравия. После 2009 года главным мировым экспортером нефти стала Россия. И произошло это не из-за снижения экспорта другими странами, а потому что Россия стала больше нефти производить и продавать за границу.

Как такое возможно - продавать гораздо больше, а получать гораздо меньше? Успокойтесь вы с мировыми ценами на нефть, они тут не пи чем.

Вот подсказка:

Во-вторых, стала давать практические результаты поддержка неэнергетических секторов: в результате в 2017 г. рост доходов консолидированного бюджета более чем наполовину был обеспечен ненефтегазовыми доходами

Можно сделать финт ушами, то есть "налоговый маневр" - освободить от налогов нефтяников, которые больше нефти продают и больше прибыли получают, а бюджет наполнить "неэнергетическими секторами". Тут двух зайцев разом: и нефтянка в шоколаде, и галочку в графе "слезаем с нефтяной иглы" можно поставить.

А теперь к Траектории роста в 2018 - 2024 гг. Так следующая часть статьи называется.

Планы у нас (у них) всё те же - вхождение в пятерку крупнейших экономик мира. И это вам не хухры-мухры, а вот зачем:

Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира станет важным фактором формирования нового глобального экономического порядка

Ну, ради "глобального", "нового" да еще и "порядка" можно наверное и потерпеть... Кстати терпеть предстоит вот это вот:

Развитие образования

В числе приоритетов — дополнительное образование детей. В 2017 г. более 70% детей и подростков посещали дополнительные занятия.

Трудно спорить с этим, ведь 70% это ерунда. Даешь 150, а лучше 200%!

То есть Дмитрий Анатольевич смирился с тем, что современная российская школа не способна учить детей, раз приоритетом становится дополнительное образование.

Тут не могу не вставить своё мнение об этой проблеме. Меня пугают расплодившиеся репетиторы и прочие образовательные центры, конторки и фирмочки. Помимо банального высасывания денег с родителей это ведь серьезный удар по качеству образования.

Если у родителей есть деньги и есть толковые репетиторы, то ребенок образование получит, а если нет того или другого, то вырастет балбесом в стенах общеобразовательной школы? Так быть не должно, во-первых. И во-вторых, учителю, который говорит мол "ваш ребенок плохо усваивает материал, поэтому стоит обратиться к репетиторам" мне в морду лица хочется плюнуть. Это не ребенок "плохо усваивает", а педагог (если его уместно так называть) плохо объясняет и недорабатывает.

Впрочем, я каждый год уже по привычке смотрю списки абитуриентов Педагогического института, и их баллы меня пугают еще больше. Туда ведь в основном троечники поступают(!), которым детей предстоит учить.

Об этом Медведев отчасти тоже думает:

Особо следует сказать о цифровизации образования, позволяющей во многом выравнивать условия его получения на всех уровнях. Поэтому развитие доступных онлайн-ресурсов и платформ, дистанционное обучение должны стать нормой в российской системе образования. Однако у этой проблемы есть и иная сторона: цифровизация требует масштабной работы по повышению квалификации учителей школ и преподавателей профессиональных учебных заведений. В противном случае наши дети, которые уже растут в цифровую эпоху, будут говорить со своими наставниками на разных языках

Повышение квалификации педагогов действительно необходимо, как и приведение учебной литературы в соответствие со здравым смыслом и образовательными целями. Тут даже не принципиально, с чем его связывать - с цифровизацией, засухой в Сахаре или лунным затмением.

Эффективная социальная политика требует нового качества здравоохранения.

К 2022 г. планируется обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи во всех населенных пунктах России, в том числе малонаселенных, к 2024 г. — довести укомплектованность врачей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, до 95%; обеспечить модернизацию специализированной медицинской помощи (особенно онкоцентров), сформировать единый цифровой контур в здравоохранении

Задачи в этой части хоть и расплывчатые, но на первый взгляд даже правильные. Если бы не одно "но"... или даже не одно...

За время реформы здравоохранения количество больниц в стране сократилось вдвое, сократилось число станций скорой помощи, врачей, младшего медперсонала. Благодаря этой же реформе выросли количество населенных пунктов без учреждений здравоохранения, количество чиновников в здравоохранении, среднее по стране расстояние до ближайшей больницы.

В общем, как-то эта реформа здравоохранения не очень соответствует озвученным задачам. Но это только на первый взгляд. Дмитрий Анатольевич знает что такое "цифровизация" и прочий там научный прогресс. Любуйтесь:

В наше законодательство уже внесены изменения, необходимые для использования электронных медицинских карт и предоставления телемедицинских услуг. Однако реальное применение цифровых технологий остается на низком уровне, значительны региональные различия по уровню внедрения технологий цифрового здравоохранения. Между тем телемедицина — это важный, а иногда и единственный способ повысить качество медицинских услуг в удаленных и труднодоступных местах

Поэтому, россияне, проживающие в удаленных и труднодоступных местах (от Москвы, наверное, удаленных), на новые больницы, поликлиники и прочие фельдшерские пункты даже не рассчитывайте. Телемедицина вам в помощь!

Готовим банки и по старому проверенному методу готовимся лечиться, заряжая их перед телевизором. Понимаю, что "телемедицина" это не только перед телевизором, но труднодоступные места на то и труднодоступные, что прочих средств связи (вроде интернета и мобильного телефона) там чаще всего нет. Впрочем, и телевизор там обычно не очень-то ловит...

Социальное благополучие граждан лежит в основе конкурентоспособности общества и государства.

Перво-наперво Дмитрий Анатольевич предлагает "преодолевать бедность". Она в России, оказывается, выросла за последние годы, хотя еще в мартовском послании Путина бедность за эти же годы сократилась. Ну, тут как с государственным долгом - хрен поймёшь (!)

Особенно пугает вовсе не растущее количество российских нищих (простите, бедных).

Профиль российской бедности определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми. Так, среди малоимущих семей более 60% составляют семьи с детьми и более 60% малоимущего населения относятся к числу занятых

Это где-то на загнивающем Западе, у клятых капиталистов основную долю нищих составляют безработные и безответственные лодыри и лентяи. Российские нищие это молодёжь и люди средних лет, которые пашут, чтобы прокормить своих несовершеннолетних детей.

Это позор!

И как же Дмитрий Анатольевич предполагает с этим бороться?

Цифровизация экономики будет иметь прямое отношение и к социальной сфере. Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы ее преодоления. Реальным шагом в этом направлении стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Да, и точка. С бедностью будет покончено, ведь введена в действие какая-то ЕГИССО. Это ведь "реальный шаг", по мнению премьера.

А ну! нищета и бедность, валите из России, пока ЕГИССО до вас не добралась, а то хуже будет. А хуже будет, факт.

Следующий шаг - пенсионная реформа

Напомню лицо российской бедности: "среди малоимущих семей более 60% составляют семьи с детьми и более 60% малоимущего населения относятся к числу занятых".

То есть 60% трудятся за копейки, а 40% даже работу найти не могут. И что с этим делать помимо пресловутой ЕГИССО? Конечно же повысить пенсионный возраст, чтобы работающих нищих было больше, а неработающих - еще больше.

Сказанное не означает, что развитие пенсионной системы исчерпывается повышением пенсионного возраста.
Например, за счет модернизации и соответственно улучшения условий на рабочих местах с вредным и тяжелым производством уменьшатся масштабы досрочного выхода на пенсию. Курс на технологический прорыв будет способствовать решению этой задачи.
Мы продолжим борьбу с выплатой заработной платы «в конвертах», что позволит расширить доходную базу пенсионной системы. И будем содействовать развитию добровольного пенсионного накопления.

Да, повышение пенсионного возраста это еще не всё.

Работающим на местах с вредными и тяжелыми условиями труда будет сложнее выйти на досрочную пенсию. В этой части, полагаю, правительством готовится пересмотр этих самых вредных условий труда и исключение отдельных оснований для досрочной пенсии.

В правительстве уже обсуждалось, что мол работа сварщиком уже не такая уж и вредная - роботы и цифровизация, в общем, что-то еще будет.

"Развитие добровольного пенсионного накопления" мы уже проходили. Где-то там остались мои отчисления в накопительную часть моей будущей пенсии, потом они были заморожены, потом потерялись, пропали, испарились. Короче, по-новой хотят запустить эту телегу с софинансированием пенсий. Ну-ну...

А "зарплаты в конвертах", на мой взгляд это прямое следствие экономической политики российского правительства.

И еще одна цитата про пенсионную реформу из статьи Медведева:

Численность экономически активного населения в России сокращается, что становится вызовом для рынка труда, на который вступает малочисленное поколение работников 1990‑х годов рождения. На пенсию же выходит многочисленное поколение 1950‑х годов рождения. Потери, которые мог бы понести рынок труда без изменений в пенсионной системе, приблизятся к 6 млн человек к 2024 г., и тогда экономический рост был бы крайне затруднен. В этих демографических условиях повышение пенсионного возраста содействует сокращению дефицита рабочей силы и минимизирует риски возможной безработицы.

Пару замечаний по этому поводу.

Во-первых, на календаре 2018 год, и на рынок труда уже вступает многочисленное поколение 2000-х годов. Да, родившимся в 2000-ом году уже по 18 лет. Из года в год количество молодежи трудоспособного возраста будет расти очень быстро (там ведь материнский капитал был и всплеск рождаемости).

Во-вторых, по словам того же Медведева 40% малоимущих семей уже сейчас работу найти не могут. Они уже безработные.

В-третьих, 60% населения хоть и работают, но за копейки на нищенскую зарплату.

Этот дефицит рабочей силы он где? Есть конечно дефицит с разумными работниками для правительства и государственной думы, поэтому набирают туда кого-попало. Но дефицита раб силы в России нет. При дефиците работникам не платят копейки, а наоборот работодатели стараются привлечь персонал более выгодными условиями труда.

Какие риски возможной безработицы?

-3

Родившиеся в 1999 году уже работу ищут, им уже по 19 лет. А дальше будет больше. С 1999 года сократилась миграция из страны, сокращалась смертность (хоть и незначительно), и росла рождаемость даже до введения материнского капитала.

А к 2024 году, в который смотрел Дмитрий Анатольевич, 18 лет начнет исполнятся тем, кто родился под зазывную рекламу материнского капитала.

Что-то меня уже пугает эта толпа безработной молодежи, которая к 2024 году соберется.

Состояние жилищного фонда и вообще рынка жилья — один из важнейших факторов качества жизни практически любой семьи

В этом направлении всё просто. Тут все надежды на ипотеку. Строить больше жилья, выдавать больше ипотечных кредитов.

Стесняюсь спросить, но спрошу: "А безработной молодежи и малоимущим работающим (коих уже сейчас 60%) ипотеку давать будут или как?"

Конкурентоспособная экономика — сильная Россия

В этом направлении у Дмитрия Анатольевича сплошная цифровизация и прорывное технологическое развитие.

Это означает, что важнейшая функция государства состоит не в прямом увеличении финансирования, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своего рода привлекательного технологического офшора для реализации передовых решений

А что? С этими западными санкциями нынче рискованно становится в заграничные оффшоры деньги выводить. Можно и в России попробовать сделать свои оффшоры.

Напомню, это научная статья председателя правительства России, а не мемуары финансового дельца. Хотя рассуждения и терминология наводят на определенные выводы...

Мировым лидером в цифровой экономике Россия должна стать или не стать, или не должна... но предпосылки к этому имеются.

Лидерский потенциал России в цифровой трансформации, и не только в ней, вряд ли можно реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления, не появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн. Предстоит переобучить чиновников не только на федеральном, но и на региональном уровне, а затем в таких отраслях, как транспорт, строительство, здравоохранение, ЖКХ. Этот процесс должен затронуть и судебный корпус, и законодательные органы

Ясен пень! Чиновников в России не достаточно, чтобы стать мировым экономическим лидером. Нужно больше, еще больше.

Вроде бы госслужащих у нас за 18 лет уже и так вдвое больше стало, чем в 2000-ом году, но все равно мало? Еще мильончик бы? Да, не простых, а высококвалифицированных в сфере цифровых технологий чиновников.

Имеющихся чиновников нужно переучить, чтобы лучше со своими обязанностями справлялись.

У меня встречное предложение - разогнать тех чиновников, которые не соответствуют своим должностям и свои обязанности не исполняют. Так и бюджетные средства на переобучение тратить не придется и чиновники (хотя бы некоторые) работать начнут, может быть.

Стабильность и доверие. И это почти конец.

Про доверие в этой части как-то не рассказывается, а вот стабильность связывается с налоговой системой. Мол в этой части "Мы против налоговых революций и радикальных изменений".

В настоящее время речь может идти только об отдельных решениях по точечной настройке налоговой системы, включая вопросы администрирования, в значительной мере связанного с цифровизацией. Предлагаемые решения должны носить системный характер, то есть сочетать решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач

Кстати, Дмитрий Анатольевич не преминул констатировать, что Налоговому кодексу РФ в 2018 году 20 лет исполняется и за эти годы (не без его участия, конечно) налоговая система российская показала свою эффективность:

Результатами такой работы стали снижение нагрузки на бизнес, повышение прозрачности экономики и формирование более конкурентной среды для развития бизнеса

Ну, нееет. Налоги выросли, с прозрачностью экономики еще больше проблем, а конкурентную среду для бизнеса "душили, душили, душили, душили..."

Но вернемся к предстоящей "точечной настройке" российской налоговой системы.

Одна из непростых задач — легализация деятельности самозанятых. В нашей стране миллионы граждан имеют побочный либо даже единственный заработок, не уплачивая в бюджет обязательных платежей

Их Дмитрий Анатольевич собирается легализовать и ввести какой-то новый налоговый режим. Причем самозанятым не придется регистрироваться в качестве предпринимателя, сдавать "лишнюю отчетность". Самозанятые смогут при желании легализоваться, уплачивая минимальные платежи.

Теперь собственно к налогам.

От ведения прогрессивной шкалы налогообложения или возврата к налогу с продаж они (Дмитрий Анатольевич и Ко) отказались. Почему отказались, не объясняет.

Зато приняли решение о повышении НДС на 2%. Зачем? А вот потому что:

Это необходимый шаг для достижения целей, заложенных в майском (2018 г.) Указе Президента

Ну, премьеру и его команде экономические аспекты виднее. Им эти 2% может по зарез нужны. Меня другое смущает.

Налоговый кодекс - это закон. Указ президента (даже майский) - это подзаконный акт.

В теории Указ президента должен закону соответствовать, а не наоборот. И уж тем более Закон не переписывают, чтобы он Указу соответствовал.

Хотя кого это вообще волнует... Это же Майский (!) Указ, и не абы-кого а Президента.

Подведем итоги

Именно так начинается заключительная часть медведевской статьи.

Результаты наших усилий в предстоящие шесть лет во многом определят контуры будущего и, если угодно, «границы возможного» — потенциал страны, ее место и роль в мировой экономической и политической системе

Серьезная заявка, но сдается мне, что кое-кто эпических фильмов пересмотрел, перед написанием своей работы.

В этой заключительной части повторяются некоторые тезисы из статьи. Чего-то нового и примечательного, пожалуй, нет.

Заключение я несколько раз перечитывал. Хотел увидеть образ России-2024, или хотя бы выводы увидеть. Не увидел :(

В предстоящие шесть лет необходимо сформировать условия для долгосрочного устойчивого развития России в качественно меняющемся мире. Наша страна должна быть активным участником глобальных экономических и политических процессов, обеспечивая высокий уровень благосостояния и конкурентоспособности граждан, бизнеса и государства. Дивиденды, полученные на такой траектории развития, позволят подойти к 2024 г. с широким арсеналом возможностей для будущих поколений.

В общем, курс на ближайшие 6 лет обозначен. Курс, надо сказать, весьма сомнительный, и стоило наверное об этом еще в марте предупреждать - до выборов. Но Дмитрий Анатольевич правительственный курс решил раскрыть сейчас, и на том спасибо.

Мне с трудом верится, что этот курс до 2024 года дотянет. И Россию хотелось бы видеть несколько иной, нежели описанную в медведевской статье. Но будем посмотреть...

А вам эта Россия-2024 в представлении Медведева нравится? Готовы стойко перенести все тяготы и лишения этой стратегии развития ради "полученных на такой траектории дивидендов"?

Другие заметки можете прочитать на канале и на сайте: buro26.ru.
Подписывайтесь в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках