Дела по защите деловой репутации обладают повышенной сложностью. Правовая защита имеет много субъективизма и еще больше оценочных моментов.
Например, такое преступление, как нанесение побоев одним человеком другому, при раскрытии сталкивается только с проблемой доказывания данного противоправного действия, имеющего общественную опасность.
Основная проблема в судебной защите чести и достоинства гражданина в суде – отграничение субъективной оценки от фактической. Обращение к эксперту-лингвисту в судебном процессе не всегда уместно. Если истец приносит исковое заявление о защите деловой репутации в суд вместе с заключением эксперта, то суд вероятнее всего будет усматривать этот документ не в его пользу.
Более сложная проблема – это неоценочные мнения.
Такие мнения, которые начинаются со слов «по моему мнению,…», «догадываюсь, что…», «считаю, что…» выглядит как маскировка факта и это очень трудно оценить объективно.
Что можно потребовать от лица, которое опорочило Вас
Условно можно выделить два вида гражданско-правовых санкций:
1. Правовосстановительные - санкции, которые обяжут виновника предоставить Вам возможность опубликовать ответ и сделать опровержение ранее распространенным сведениям, порочащим честь, достоинство и деловую репутацию.
2. Штрафные, то есть выражающиеся в денежном эквиваленте за установленный моральный вред гражданину. Информация, порочащая честь и достоинство может быть привилегированная и в таком случае компенсации за моральный вред не будет присуждено.
Привилегии подобной информации закреплены прецедентами Европейского Суда по правам человека:
· Статус диффамированного лица, например, публичная личность (политики, звезды шоу-бизнеса). Подобные лица больше открыты для критики и должны быть к ней более снисходительны.
· Новостные высказывания, как оперативное реагирование на сложившуюся ситуацию.
· В случае уклонения от дачи комментария, при обращении к диффамированному лицу по поводу порочащих его сведений.
· Высказывание, сделанное в политических дебатах в ответ на резкие суждения
· Устные высказывания более привилегированны, нежели зафиксированные письменно или на видеозапись.
В Постановлении Пленума Верховного Суда о защите деловой репутации есть четкое разграничение Судам необходимо отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации от дел о защите других нематериальных благ распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.
Более сложная проблема – защита деловой репутации юридических лиц
Установление репутационного вреда
Репутация, как указано в Современном экономическом словаре - это нематериальное благо, которое представляет оценку деятельности физических и юридических лиц и их деловых качеств.
В одном из определений Верховного Суда РФ было четко определено, что при защите деловой репутации юридического лица нужно доказывать следующее, отвечая на следующие вопросы:
1. Была ли репутация? Если да, то в чем она выражалась?
2. Причинная связь
3. Конкретный вред, в чем он выражался? Если он определен, то должен быть оценен.
Судебная практика защиты деловой репутации юридического лица в исках к средствам массовой информации идет по пути снижения исковых требований к минимуму или вообще отказе в выплате компенсации за вред репутации организации. Организациям не стоит рассчитывать на большие суммы в судебных решениях, представленных ко взысканию со СМИ. Это делается с той целью, чтоб не отвращать журналистов издания публикаций на «острые» темы.
По способу защиты деловой репутации можно определить следующие моменты
- Подобные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции, а в арбитражном суде дела по защите деловой репутации рассматриваются только, если вытекают из экономической деятельности.
- Данные дела достаточно сложные. Каждое дело требует проработки и прокачки целого ряда моментов, которые должны быть учтены при принятии решения о том, подавать исковое заявление в суд или отказаться от подачи иска.
- По мимо обращения в суд, можно обратиться в само СМИ с заявление о праве на ответ. Также можно подать обращение в Общественную коллегию по жалобам на прессу.
Практика защиты деловой репутации, чести и достоинства сталкивается с проблемой «слова» - которое, в свою очередь нужно истолковать, осмыслить, соотнести с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством.