Найти тему
Ducons

Всё о защите чести, достоинства и деловой репутации

Дела по защите деловой репутации обладают повышенной сложностью. Правовая защита имеет много субъективизма и еще больше оценочных моментов.

Например, такое преступление, как нанесение побоев одним человеком другому, при раскрытии сталкивается только с проблемой доказывания данного противоправного действия, имеющего общественную опасность.

Основная проблема в судебной защите чести и достоинства гражданина в суде – отграничение субъективной оценки от фактической. Обращение к эксперту-лингвисту в судебном процессе не всегда уместно. Если истец приносит исковое заявление о защите деловой репутации в суд вместе с заключением эксперта, то суд вероятнее всего будет усматривать этот документ не в его пользу.

Более сложная проблема – это неоценочные мнения.

Такие мнения, которые начинаются со слов «по моему мнению,…», «догадываюсь, что…», «считаю, что…» выглядит как маскировка факта и это очень трудно оценить объективно.

Что можно потребовать от лица, которое опорочило Вас

Условно можно выделить два вида гражданско-правовых санкций:

1. Правовосстановительные - санкции, которые обяжут виновника предоставить Вам возможность опубликовать ответ и сделать опровержение ранее распространенным сведениям, порочащим честь, достоинство и деловую репутацию.

2. Штрафные, то есть выражающиеся в денежном эквиваленте за установленный моральный вред гражданину. Информация, порочащая честь и достоинство может быть привилегированная и в таком случае компенсации за моральный вред не будет присуждено.

Привилегии подобной информации закреплены прецедентами Европейского Суда по правам человека:

· Статус диффамированного лица, например, публичная личность (политики, звезды шоу-бизнеса). Подобные лица больше открыты для критики и должны быть к ней более снисходительны.

· Новостные высказывания, как оперативное реагирование на сложившуюся ситуацию.

· В случае уклонения от дачи комментария, при обращении к диффамированному лицу по поводу порочащих его сведений.

· Высказывание, сделанное в политических дебатах в ответ на резкие суждения

· Устные высказывания более привилегированны, нежели зафиксированные письменно или на видеозапись.

В Постановлении Пленума Верховного Суда о защите деловой репутации есть четкое разграничение Судам необходимо отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации от дел о защите других нематериальных благ распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.

Более сложная проблема – защита деловой репутации юридических лиц

Установление репутационного вреда

Репутация, как указано в Современном экономическом словаре - это нематериальное благо, которое представляет оценку деятельности физических и юридических лиц и их деловых качеств.

В одном из определений Верховного Суда РФ было четко определено, что при защите деловой репутации юридического лица нужно доказывать следующее, отвечая на следующие вопросы:

1. Была ли репутация? Если да, то в чем она выражалась?

2. Причинная связь

3. Конкретный вред, в чем он выражался? Если он определен, то должен быть оценен.

Судебная практика защиты деловой репутации юридического лица в исках к средствам массовой информации идет по пути снижения исковых требований к минимуму или вообще отказе в выплате компенсации за вред репутации организации. Организациям не стоит рассчитывать на большие суммы в судебных решениях, представленных ко взысканию со СМИ. Это делается с той целью, чтоб не отвращать журналистов издания публикаций на «острые» темы.

По способу защиты деловой репутации можно определить следующие моменты

  • Подобные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции, а в арбитражном суде дела по защите деловой репутации рассматриваются только, если вытекают из экономической деятельности.
  • Данные дела достаточно сложные. Каждое дело требует проработки и прокачки целого ряда моментов, которые должны быть учтены при принятии решения о том, подавать исковое заявление в суд или отказаться от подачи иска.
  • По мимо обращения в суд, можно обратиться в само СМИ с заявление о праве на ответ. Также можно подать обращение в Общественную коллегию по жалобам на прессу.

Практика защиты деловой репутации, чести и достоинства сталкивается с проблемой «слова» - которое, в свою очередь нужно истолковать, осмыслить, соотнести с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством.