Найти тему
Жареные гвозди

Прекариат вместо пролетариата. Кто спасёт Россию?

Единственным выходом для страны из катастрофы, длящейся уже практически тридцать лет, является построение более справедливого общества. Сто лет тому назад немецко-российская революционерка Роза Люксембург предельно ясно сформулировала выбор: «Социализм или варварство».

Социализм должен послужить переходом к более совершенному (= более комфортному) устройству общества для всего мира. Если коммунизм – это довольно спекулятивная форма существования человечества, то условия социализма, как справедливо замечал его брадатый пророк, выдумываются не из головы, а существуют в реальности.

Социализм – это многоукладная экономика, предполагающая сосуществование различных способов хозяйствования. Как капиталистических (частная и государственная собственность), так и социалистических (коллективная собственность), с приоритетом последней. И эти элементы должны конкурировать друг с другом, а не подавляться номенклатурным госкапитализмом, срощенным с крупной буржуазией, как происходит в современной России.

Наряду с этим должны существовать и все завоевания социализма – сокращающаяся продолжительность рабочего дня, механизация и роботизация вредных и неприятных профессий, бесплатная медицина, бесплатное образование, социальная защищённость.

Признавая «красногвардейскую» атаку на капитал в 1917 году, когда национализировалось всё подряд, mesure forcée, Ленин в работе следующего года «О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности» признаёт конкуренцию пяти форм собственности в Советской России. И, вообще, если вычеркнуть военные годы из Ленинского правления, председатель Совнаркома стремился создавать именно такую экономическую структуру страны, более всего выразившуюся в НЭПе.

Наличие частника на рынке поможет избежать ловушки дефицита, преследовавшей СССР практически на всём протяжении его существования. Но у такого строя будет и другая угроза. А именно - бюрократия, которая в многоукладной экономике ещё больше, нежели сейчас, будет пытаться взять на себя роль регулятора производственных отношений.

-2

Не стоит представлять будущее общество бесконфликтным. Единственным противовесом недобитой и необходимой номенклатуры может быть только развитое и институционализированное гражданское общество. И, особенно, его представители, занятые в коллективном секторе экономики. Неподкупный суд, чистые выборы, народный контроль и другие демократические инструменты.

При этом, форма государственного устройства не так уж сильно важна. Как говорил товарищ Сталин, в исполнении югославского диссидента Милована Джиласа: «социализм возможен и при британской королеве». Главное, не форма, а содержание.

Пролетариат в ХХ веке героически доказал, что социалистическое переустройство мира он возглавить не может. Тому было несколько причин, о которых расскажу в другой раз. И не просто не может возглавить, а, наоборот, лишь только укреплял господство буржуазии. В принципе, марксизм правильно оценивал роль пролетариата во всех капиталистических революциях до XIX века. Быть тараном, стенобитным орудием. И над этим уровнем пролетариат так и не смог возвыситься, будучи кровно связанным со своим классом-антагонистом.

-3

Появились новые формы эксплуатации людей наёмного труда, превращающие его в прекариат, вроде, уберизации, аутсосрсинга, фриланса. Всё это затрудняет привычную профсоюзную мобилизационную схему отстаивания своих прав. И уж, тем более, представительство интересов всего общества. Поскольку борьба за новый строй, как раз, и предполагает представительство большей части общества, заинтересованной в изменении условий своего существования.

Допустим, демократические буржуазные преобразования в начале ХХ века назрели в России. И были нужны практически всему обществу. Но добиться их могли в силу своего положения только рабочие, выступившие представителями всего общества. Об этом писали и Ленин, и Троцкий, и Грамши, и главный германский социолог того времени Макс Вебер, и много ещё кто.

Если пролетариат мог «строить» капитализм вместо другого класса, то и буржуазия может стать строителем социализма. Не вся, а только национально ориентированная её часть, напрямую связанная с производством и заинтересованная в техническом прогрессе. Творческая буржуазия.

-4

Она же сможет стать основателем нового коллективизма. Идея заключается не в полном растворении личности в коллективе, как мечтали герои Платонова, а в объединении личностей с различными чертами и особенностями, и признании за ними права иметь такие черты и особенности.

Исторический момент спасения придётся на момент передачи власти от Путина его наследнику в лице Навального, Поклонской или кого-то другого. Скорее всего, это будет проходить не мирным путём, в связи с тем, что система стремительно теряет доверие.

Только вот для классового объединения новых строителей социализма почти ничего не сделано. И не понятно, сможет ли общество использовать исторический шанс, или опять пойдёт на поводу у действующей власти.