Найти в Дзене
Concepture Club

Городские сумасшедшие. Урбанизация в рассказах Дж. Г. Балларда

В ХХ веке растущие города порождали как неоправданные надежды, так и ощутимые тревоги. Города, люди, живущие в них, и трансформации сознания, вызываемые окружающим пространством, стали излюбленной темой для одного из самых необычных писателей прошлого столетия – Джеймса Балларда. Об этом аспекте его короткой прозы – в анализе Concepture.

Историческая преемственность

Тема города и тема распада и разрушения идут рука об руку в европейской литературе еще с древности. Недаром среди четырех «вечных» сюжетов Хорхе Борхес выделяет Падение Города как Мира. Настойчиво эта тема звучит и в христианстве: например, у Августина, для которого сама история человечества и ее конец предстает как противостояние двух Градов. В таком ракурсе неудивительно, что с ростом интереса к фантастике и антиутопиям в конце XIX – начале ХХ вв. романисты неоднократно будут прибегать к историям упадка, разворачивающимся на подмостках разрушенных или деградировавших городов.

Кроме того, многие авторы того периода испытывали эстетическое неприятие к современному городу с его индустриализацией. Здесь можно вспомнить одни из первых таких романов – «После Лондона» Ричарда Джеффриса, «Алую чуму» Джека Лондона или более поздние разработки на тему краха социальных проектов – «Расцвет и падение города Махагони» Брехта и Вайля, «Дом в тысячу этажей» Вайсса и другие. Новый импульс исследованию человека в рамках искусственно созданного им пространства во второй половине ХХ века придаст проза Джеймса Грея Балларда.

-2

Дж. Г. Баллард – один из самых своеобразных авторов ХХ века, чье влияние, несомненно, распространилось и на век нынешний. Баллард начал публиковаться в конце 1950-х и быстро попал в струю мрачного шестидесятнического sci-fi с пессимистичным взглядом на будущее и тревогой от настоящего. Вместе с тем настоящая популярность, местами скандальная, пришла к нему в 1970-80-е с выходом романов «Автокатастрофа», «Высотка» и «Выставка жестокости». Со временем имя Балларда стало ассоциироваться с критикой консюмеризма, технологий, поп-культуры и других болезней ХХ века, выраженной в удивительно точных и местами провидческих метафорах.

Впрочем, русскому кинозрителю произведения Балларда могут быть известны лучше, чем русскому читателю. Достаточно вспомнить «Империю солнца» Стивена Спилберга, снятую по автобиографической книге Балларда, скандальную «Автокатастрофу» Дэвида Кроненберга или недавнюю «Высотку» Бена Уитли (на мой взгляд, крайне неудачная адаптация романа). В этой же статье мы хотим обратить внимание конкретно на баллардовские рассказы, которые заслуживают своей телевизионной антологии вроде «Электрических снов Филипа Дика» или «Касл Рока» по мотивам произведений Стивена Кинга. Объединяющей темой для них вполне могла бы стать урбанизация – точнее, сложные «взаимоотношения» городов и их обитателей.

Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club

Автор текста Катерина Рубинская