Сделка Трампа с Канадой и Мексикой о перезаключении договора по НАФТА начала приносить плоды — европейские и японские автокомпании объявили о готовности перенести часть своего производства на большой североамериканский рынок:
Напомним, что в конце сентября американские переговорщики всё-таки добились от Канады согласия на присоединение к новому договору о североамериканской ЗСТ, а в августе было получено согласие Мексики.
Таким образом, Трамп вынудил канадцев и мексиканцев переформатировать НАФТА на более выгодных для США условиях. Новое соглашение будет называться USMCA (United States-Mexico-Canada Agreement):
http://finfront.ru/2018/10/02/trump-won-over-canada-and-mexico-in-trade-war/
Достижение этой сделки существенно снижает риски для международного бизнеса в Северной Америке, и в течение недели многие зарубежные инвесторы поспешили заявить о своём позитивном отношении к USMCA. Особенно приятной для Трампа оказалась реакция его потенциальных тарифных жертв — европейских и японских автоконцернов.
Глава BMW Харальд Крюгер пообещал увеличить производственные мощности компании в США.
Глава Daimler Дитер Цетше сообщил, что в новых условиях компания может перенести в США производство двигателей.
Глава компаний Renault и Nissan, президент альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон заявил, что новое торговое соглашение побуждает больше инвестировать в Соединённые Штаты и Мексику (он не уточнил, куда именно).
Глава Mazda Акиро Марумото заявил, что поскольку компания сталкивается с требованиями по повышению локализации производства, всё больше компонентов будет производится в Северной Америке.
Зарубежные автопроизводители заинтересованы в едином североамериканском рынке без таможенных барьеров, поскольку это позволит сохранить сложные трансграничные производственные цепочки и создавать новые. Именно поэтому возвращение НАФТА в форме USMCA стимулирует автоконцерны дополнительно инвестировать в США, Канаду и Мексику.
При этом Трамп добился от Канады и Мексики согласия на ограничение автоимпорта в США 5.2 миллионами машин в год (сверх этой цифры продукция будет облагаться 2.5%-м тарифом). По идее, это должно заставить японцев и европейцев переносить производство именно в Штаты.
Однако, во-первых, общий автомобильный экспорт в США из Канады и Мексики в прошлом году составил лишь 4.1 миллиона, и этой цифре есть куда расти, а во-вторых, зарубежные концерны могут отдать производство автокомпонентов тем же мексиканцам с их дешёвой рабочей силой, а в США оставить лишь конечную сборку.
Действительно, это успех Трампа, но успех относительный.
Евросоюз, Япония и Китай могут попробовать воспроизвести схему Трампа в отношении американского экспорта, особенно связанного с машиностроением.
Будет очень смешно, если бо́льшая часть заводов всё-таки уедет в Мексику и Канаду, а не в США. С точки зрения статистики торгового баланса с ЕС и Японией, это в любом случае будет хорошо для Трампа. Но с точки зрения возврата в США рабочих мест это мало что изменит, а ведь именно рабочие места волнуют избирателей.