Хэй! Привет! Тааак, возьми вот эту кувалду. Да-да, ее. Держишь? Держи крепче, она тебе еще пригодится. Меня зовут Раздор Раздор, и мы уже начали ломать четвертую стену.
Ломать не строить.
Перед тем как начать ломать и крушить налево и направо, давайте узнаем, что вообще это такое.
Четвертая стена – это условное название стены (спасибо, Кэп, я-то думал), между читателем и героем, либо между читателем и автором. Иными словами, грань между реальностью и произведением.
Зачем эту стену ломать?
- Ээм. Действительно. Стена и стена – мне она не мешает, пусть стоит.
- Да, не мешает. Но излом четвертой стены – это не просто акт вандализма в литературе или обращение к читателю (Привет, прикурить не найдется?), а самый настоящий писательский прием.
И грамотное, красивое и своевременное исполнение этого приема всегда приводи в восторг читателя...
Халк – крушить! Халк – ломать!
Ну что? Воодушевились? Достаем кувалды, начинаем ломать!
С одной стороны, сломать четвертую стену довольно просто, но с другой стороны, ломая одну стену, можно нахрен сломать весь дом, поэтому действуем аккуратно.
Способы сломать стену:
- Диалог с читателем. Самой легкий и простой способ: герой либо сразу автор обращается к читателю. Этот способ настолько прост, что даже я его использую, к примеру, даже сейчас, в этой статье я, постоянно обращаясь к тебе, мой читатель – кувалду еще не уронил? Тогда идем дальше.
- Диалог с автором. Герой может обращаться не только к читателю, но и к автору (т.е. к тебе... т.е. ты пишешь диалог сам с собой…безумие, но работает это именно так). «Диалог» не обязательно должен быть полноценным диалогов. Это может быть одна-две фразы, словно бы случайно брошенные героем, но при этом явно разрушающие четвертую стену.
- Комбинированный способ. Суть его – совместить первые два способа. К примеру: один из главных героев романа ломает четвёртую стену, обращаясь с своему персонажу, который, свою очередь так же ломает эту стену, обращаясь как к другим персонажам, так и к своему автору (Вот и сиди, распутывай, а вообще это вырезка из Пелевина и его романа: «t»).
- Любое отступление (пусть будет лирическое). Самое вольное из всех вольностей. Самые яркие примеры в фильмах: Герой понял, что сейчас будет драка, услышал зловещую музыку, во время той же самой драки герои задевают декорацию, все рушится, и они оказываются на съёмочной площадке. В литературе скромнее: вместо описания драки (да-да у нас одна и та же драка), написать: ОПИСАНИЕ ДРАКИ (читатель придумывает сам).
- Знание – сила. Герой знает, то что по логике произведения он не может знать. К примеру, когда в «бондиане» на смену Шону Коннери пришёл Джордж Лэзенби, одной из первых фраз нового агента 007 было: «А с другим парнем такого не случалось!».
- Знание – сила (вариант два). Ваш герой, знает что он герой. Вот так все очень просто (нет). Можно даже усложнить, к примеру ваш герой думает, что он герой фильма, а на самом деле - книги! (вот это нежданчик, выкатывайте рояль из кустов!).
- Обманочка. Ложное разрушение четвёртой стены. Очень тонкий лед в литературе – ты делаешь вид, что ломаешь четвертую стену, а на самом деле ты даже ее не трогал. К примеру: персонаж все время к кому-то обращается, читатель думает, что к нему, но на самом деле герой просто сошёл с ума и говорит со своим Альтер эго.
НЕ РАЗРУШЬ ТУТ ВСЕ.
На самом деле приемов и возможностей разрушения четвертой стены – великое множество и это вопрос вашей фантазии.
Важно не перестараться. Важно делать эти разрушения в нужное время и в нужное место, все должно быть актуально.
Вы можете сделать точечное разрушение, а можете построить на этом все произведение – все в ваших руках.