Найти тему
Шакко: об искусстве

Художник, которому не повезло

Постоянно всплывают очень интересные имена художников, о которых мало кто слышал. Вот, на днях в Москве открывается выставка Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993), мастера любопытного и по цветам весьма приятного.

Из пресс-релиза:

В чем загадка постоянной востребованности творчества Смирнова-Русецкого? Его полотна – строгие и лаконичные, на которых наша реальность словно тает, истончается, превращаясь в видение иной, бесконечно прекрасной вселенной, – неизменно привлекают и завораживают все новые поколения исследователей и коллекционеров. Возможно причина – в прикосновении к чему-то большему, чем простое отражение окружающего мира – что удалось художнику, прожившему долгую и сложную жизнь.

Борис Алексеевич Смирнов, ставший известным под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. В 1922 году поступил в Московский инженерно-экономический институт (это «отклонение» от стези профессионального художника в будущем помогло Смирнову-Русецкому выжить, будучи отлученным от живописи).

Художественная одаренность и поддержка родственников, тесно связанных с миром искусства, позволила ему открыть для себя путь живописца и достаточно рано определить собственные творческие ориентиры: Николай Рерих, Василий Кандинский и Микалоюс Чюрленис.

-2

В начале 1920-х годов Борис Смирнов-Русецкий знакомится с художником Петром Фатеевым; их встреча в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» – наиболее значительного объединения русских художников-космистов. В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Николаем Рерихом. Тогда же происходит окончательное становление группы «Амаравелла», творческим идеям которой художник не изменил до конца жизни. По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС.

1920-е годы стали для Бориса Смирнова-Русецкого самым плодотворным периодом, полным замыслов, планов и прозрений. Именно тогда в его творчестве возникли многие важные для него темы-циклы, в том числе «Прозрачность» и «Космос». Гораздо позже, в 1950-70 годы художник возвращался к тому, что открылось ему в начале творческого пути, восстанавливал по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы.

-3

К концу двадцатых годов назрел конфликт художников «идеалистического» направления, к которым относился Смирнов-Русецкий, с формалистами и АХРРовцами. С этого момента работать становится все сложнее, а участвовать в выставках практически невозможно. Борис Смирнов-Русецкий продолжает создавать картины для себя, их видит только небольшой круг единомышленников. В 1941 году художник был арестован.

Приговор: десять лет лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году – амнистия и реабилитация.

После освобождения художник восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги, – это самые пронзительные и сказочные его работы, написанные маслом.

-4

В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, созданных в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, впитавших в себя наследие русского символизма, создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.

-5

Выставка «Борис Смирнов-Русецкий: идущий» пройдет с 10 октября по 10 декабря 2018 г. в «Центре искусств. Москва» на Волхонке.
адрес: Москва, ул. Волхонка, д.15. комплекс Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, 37

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.