Найти тему
Три П

Формируем вкус: что б такого прочитать?

В эпоху разнообразия массовой второсортной литературы возникает вопрос, что же читать современным детям и взрослым, которым не интересна классика.

Школьная программа предполагает изучение "вечных" произведений. Но ни"Война и мир", ни "Отцы и дети" уже не отвечает на вопросы, которые мучают молодежь сегодня. Гораздо важной проблемой становится тема толерантности, ценности отдельной личности, проявления "инаковости", непохожести на других.

Группа литературоведов под руководством д-р филол. наук Ланина Б.В. составила рекомендательный список современных произведений, которые должны прочитать школьники если не в рамках урока, то хотя бы самостоятельно.

Признаюсь, о 90% работ слышу впервые. По утверждению авторов списка, это именно те произведения, которые помогут человеку разбираться в современной прозе и находить действительно стоящие книги в масс маркете.

1) Автобиографизм современной прозы (А. П. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени»; А. Терехов. «Бабаев»; А. Найман. «Рассказы об Анне Ахматовой»; А. Генис. «Довлатов и окрестности»; Н. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи»).

2) Неореализм (Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети»; В. Маканин. «Андеграунд»; А. Слаповский. «Я - не Я»; А. Волос. «Недвижимость»).

3) Военная тема (Г. Владимов. «Генерал и его армия»; О. Ермаков. «Знак зверя»; А. Азоль-ский. «Диверсант»; В. Астафьев. «Прокляты и убиты»).

4) Судьба литературы русской эмиграции (А. Солженицын. «Россия в обвале», рассказы и литературно-критические эссе; И. Бродский «Урания»; В. Войнович «Замысел», «Монументальная пропаганда», «Портрет на фоне мифа»; В. Аксенов «Московская сага»; А. Гладилин «Французская Советская Социалистическая Республика», «Тень всадника»; Б. Хазанов «Час короля»; Ю. Кублановский «Дольше календаря»; И. Горбаневская «Кто о чем поет»; Н. Коржавин «Сплетения», «Время дано»; С. Довлатов «Заповедник»; А. Гольдштейн «Прощание с Нарциссом»; Д. Рубина «Вот идет Мессия»; С. Болмат «Сами по себе»; Ю. Дружников «Русские мифы», «Ангелы на кончике иглы»; М. Веллер «Легенды Невского проспекта», «Ножик Сережи Довлатова»).

5) Трансформация истории (Е. Попов «Прекрасность жизни»; В. Залотуха «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)»; В. Пьецух «Государственное дитя»; Х. ван Зайчик «Плохих людей нет»).

6) Фантастическая и утопическая литература (А. Кабаков «Невозвращенец»; Л. Петрушев-ская «Новые Робинзоны»; В. Маканин «Лаз»; Т. Толстая «Кысь»; Вяч. Рыбаков «Гравилет ‘Цесаревич’»; О. Дивов «Выбраковка»; В. Пелевин «Омон Ра»).

7) Постмодернизм (Вен. Ерофеев «Москва - Петушки»; А. Битов «Пушкинский Дом»; В. Сорокин «Очередь»; В. Пелевин «Жизнь насекомых»; Д. Галковский «Бесконечный тупик»).

8) Концептуализм в современной поэзии (Творчество Д. А. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова, М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова).

9) Поэтический метареализм (Творчество И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди, О. Седаковой, В. Павловой).

10) Современная эссеистика (И. Бродский «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию»; А. Генис «Один. Два. Три»; Б. Парамонов «След», «Конец стиля»; П. Вайль «Гений места», «Карта Родины»).

11) Возрождение детектива (Б. Акунин «Внеклассное чтение»; Д. Донцова «Привидение в кроссовках»; А. Маринина «Стилист»).

-2

По материалам https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-literatura-v-shkole-xxi-veka