Найти тему
Полиграф.Медиа

Как купить или продать квартиру: пошаговый алгоритм

Оглавление

Договоры купли-продажи жилых помещений – жилого дома, квартиры или их частей – сейчас не подлежат государственной регистрации. Однако переход права собственности на недвижимость по данным договорам по-прежнему нужно регистрировать, поэтому необходимо подавать документы в Росреестр.

При покупке или продаже квартиры у вас всегда есть выбор – оформить сделку самостоятельно или обратиться в агентство. Как обычно, у каждого варианта есть свои плюсы.

-2

Поскольку вопрос экономии денег всегда актуален, «Полиграф.Медиа» решило подробно рассмотреть процесс самостоятельного оформления договора купли-продажи квартиры – со всеми нюансами и подводными камнями.

Кратко: как корректно оформить сделку

-3

Подробно: пошаговый алгоритм купли-продажи квартиры

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Первое, что нужно сделать, – подготовить правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на квартиру, а также документы, подтверждающие личность сторон сделки.

Некоторые документы на момент оформления сделки должны находиться у продавца:

  • договор купли-продажи, по которому ранее квартира приобреталась, или договор дарения, мены, договор передачи квартиры в собственность (приватизации), вступивший в законную силу судебный акт или свидетельство о праве на наследство;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру или долю в квартире, выданное до 15.07.2016;
  • либо выписка из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП), удостоверяющая государственную регистрацию права собственности на недвижимость.

Документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя должны быть, конечно, у каждой из сторон:

  • для граждан России и СНГ - паспорт;
  • для иностранных граждан - вид на жительство в Российской Федерации или национальный паспорт с отметкой о регистрации в ОВД;
  • для лиц, не достигших 14 лет, - свидетельство о рождении.

На всякий случай можно также заказать и получить документы в БТИ (Бюро технической инвентаризации) по месту нахождения объекта недвижимости – это необязательно, но они могут потребоваться для того, чтобы покупатель мог убедиться в отсутствии в квартире неузаконенных перепланировок:

  • экспликацию (специальный документ, который подлежит оформлению после осуществления технической инвентаризации и включает в себя сведения относительно этажности, занимаемой площади, высоты потолков, межкомнатных проходов и т. д.);
  • поэтажный план.

Шаг 2. Получение выписки из домовой книги

Выписка из домовой книги – это важный документ, который требуется для совершения большинства операций, связанных с недвижимостью. Он содержит в себе всю необходимую информацию, которая может потребоваться для подтверждения чистоты проводимой сделки.

В домовой книге содержатся сведения обо всех, кто когда-то был зарегистрирован в данном помещении или являлся его собственником. Выписка может быть сделана в обычном или расширенном виде. В первом случае документ представляет собой бланк, в котором указаны полные сведения о непосредственном собственнике жилого помещения, а также людях, прописанных в нем на данный момент. Во втором случае подобная информация подбирается за определенный промежуток времени. Причем указываются не только постоянные жильцы, но и те, кто был зарегистрирован здесь ранее, с указанием даты выписки.

Этот документ предоставляется МФЦ, УК или ТСЖ бесплатно по заявлению и по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о праве собственности на недвижимость.

Шаг 3. Получение справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и копии финансового лицевого счета

Для этого продавцу квартиры необходимо представить в ЖЭК (ЖЭУ, ТСЖ) оплаченные квитанции по коммунальным платежам за последний месяц и обратиться за получением копии финансового лицевого счета.

Для покупателя ознакомление с этими документами особенно важно, так как они показывают, как обстоят дела с текущими платежами за коммунальные услуги и нет ли накопленных задолженностей.

Шаг 4. Получение нотариального согласия супруга и/или органов опеки

  • Согласие супруга необходимо, если квартира (или доля в квартире) приобреталась в период брака и является общей совместной собственностью.
  • При получении квартиры во время брака безвозмездно (наследство, дарение, приватизация) согласие супруга на ее продажу не требуется.
  • Согласие удостоверяет нотариус, и это платная услуга.

Если собственником квартиры является несовершеннолетний, то для ее продажи необходимо получение согласия органов опеки и попечительства по месту регистрации несовершеннолетнего.

  • Согласие или отказ в его выдаче должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого согласия.
  • Отказ органа опеки и попечительства в выдаче согласия должен быть мотивирован.
  • Согласие или отказ в выдаче такого согласия могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем.
-4

Шаг 5. Получение выписки из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости)

Выписка нужна, чтобы покупатель перед сделкой мог удостовериться, что квартира по-прежнему находится в собственности продавца и никаких ее обременений не зарегистрировано.

  • Ее можно получить в отделении Росреестра, Федеральной кадастровой палате Росреестра либо в МФЦ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения запроса.
  • В случае оформления сделки купли-продажи квартиры через нотариуса выписка может быть получена нотариусом в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса.

Шаг 6. Составление договора купли-продажи квартиры

Договор купли-продажи квартиры должен содержать данные, позволяющие определенно установить продаваемый объект недвижимости:

  • название (вид) недвижимого имущества;
  • точный адрес;
  • кадастровый номер;
  • его фактическую площадь согласно документам и назначение;
  • цену этого имущества.
-5

Нотариальное заверение

Договор подписывается сторонами в простой письменной форме и обязательного нотариального удостоверения не требует. Если договор подписывается или подается в Росреестр не лично сторонами, а их представителями, то необходимо представить нотариальную доверенность.

Нотариальное удостоверение требуется в тех случаях, когда:

  • совершаются сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • совершаются сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на квартиру, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, которые подлежат нотариальному удостоверению.

За удостоверение нотариусом сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, уплачивается госпошлина, размер которой зависит от стоимости имущества.

Шаг 7. Подача документов в Росреестр для регистрации права собственности покупателя на квартиру

Заявление и документы можно представить в Росреестр несколькими способами:

  • Лично в отделение Росреестра или через МФЦ.
  • Почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, договор купли-продажи и доверенность представителя - нотариально удостоверены, а также приложены копии документов, удостоверяющих личности);
  • В форме электронных документов через интернет, например через официальный сайт Росреестра.
  • Если договор купли-продажи был удостоверен нотариально, то по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, подать документы на государственную регистрацию в Росреестр может нотариус, удостоверивший договор.

Обязательно нужно получить расписку (уведомление) о подаче документов на регистрацию.

Госпошлина

За государственную регистрацию права собственности необходимо заплатить госпошлину. При этом доказывать оплату каким-либо документов вы не обязаны, хотя и можете сделать это по собственной инициативе. Но следует учесть, что при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности на квартиру составляет 2 000 руб, но при оплате через портал госуслуг (или другие порталы, интегрированные с единой системой идентификации и аутентификации), заплатить можно будет меньше из-за понижающего коэффициента 0,7.

Шаг 8. Получение документов после регистрации

Отсчет срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов. Срок не должен превышать:

  • семи рабочих дней со дня поступления заявления и необходимых документов в Росреестр (трех рабочих дней для нотариально удостоверенных документов);
  • девяти рабочих дней с даты представления заявления и документов в МФЦ (пяти рабочих дней для нотариально удостоверенных документов);
  • одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки, в электронной форме.

Проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена покупателю в электронной форме.

Больше новостей – на сайте «Полиграф.Медиа»