В последнее время интерес к волку сильно вырос. С одной стороны, оторванность людей от природы, недостаток общения с ней, а с другой стороны – зверь, воплощающий в себе ее первобытную дикость, с которым хочется подружиться. Не зря говорят про «эру волка» в наши дни. Даже символом Чемпионата мира по футболу, прошедшем в этом году, стал симпатичный волчонок Забивака. А как видели этого зверя те, кто практически жил с ним бок о бок и хорошо знал повадки этого хищника?
Наши предки умели думать не хуже нашего и, кроме того, отличались редкостной наблюдательностью. Только говорили они на другом языке – языке мифа.
В дохристианскую эпоху на Руси волка очень почитали. Вероятно, истоки этого идут в эпоху палеолита, когда волки помогали людям на охоте. В ряде племен волк был тотемным животным, то есть считалось, что у волка и человека есть некий общий предок, от которого все и произошли. Здесь следует упомянуть племена лютичей, считавших себя предками мифического волка (одно из наименований волка – Лютый). Также была распространена связь волка с аграрными обрядами и почитание Хлебного Волка.
Вероятно, причина в том, что волки помогают оберегать весенние посевы от потравы дикими копытными и зайцами. В связи с этим можно упомянуть и Симаргла, одной из ипостасей которого был крылатый песо-волк. Это божество отвечало в том числе и за защиту посевов.
Однако для человека волк имел двойственную природу. С одной стороны, как герой сказок и мифов, он выступает добрым помощником, с другой - имеет явную связь с потусторонним миром. Волчий вой в лунную ночь так же, как и большая активность в темное время суток, наводили древних людей на подобные мысли. Это ярко прослеживается в сказке про Ивана-Царевича и Серого Волка. Волк забирает у Ивана его коня (обычный вид транспорта в мире живых) и предлагает свою помощь в передвижении, проявляя магические свойства. Однако волк – проводник небескорыстный. В его поведении есть понятия древней справедливости «взявши – отдай сполна». С этим связаны и мифы о Волчьем пастыре. Считалось, что волк не выбирает свои жертвы, а забирает тех, кто обречен на погибель Волчьим пастырем, или Волчьим пастухом. И неважно кто это – конь, овца или человек.
Позже, в христианскую эру, этот образ перешел на Егория Храброго, в котором видели повелителя небесных волков. Считалось, что в Юрьев день Егорий разъезжает на белом коне и назначает жертвы волкам. Данный миф нашел отражение в народных поговорках: «что у волка в зубах, то Егорий дал», а также «на то Георгий волку зубы дал, чтобы кормиться». Это поверье перекликается с другим европейским мифом – о Дикой охоте, когда некие демонические силы ищут себе жертву. Волчий пастырь может выступать как в человеческом обличье, так и превращаться в волка, но только белого или серого цвета. В тюрских героических сказаниях также упоминаются белые или сивые волки-волшебники, что указывает на родство образов.
Вообще к оборотничеству на Руси относились значительно лояльнее, нежели в Европе. Еще Геродотом упоминались племена невров, являющиеся предками славян, которые «на несколько дней в году превращались в волка». С оборотничеством тесно связана и «магия охоты», переросшая позже в военное искусство. Древние охотники могли погружаться в транс, обобщая себя с крупным хищником и подсматривая у него приемы охоты.
С точки зрения мужского охотничьего союза, волк обладает идеальными качествами охотника: выносливость, большая сила, сплоченность коллектива с четким распределением ролей, совершенная система передачи сигналов членам стаи. Здесь можно проследить две области: физическое оборотничество относится к области иррационального, но в тоже время есть и оборотничество духовное, когда человек отождествляет себя со зверем.
Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!
Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.
©