Найти тему
За рулем

Какие гаджеты опасны для автомобиля

Оглавление

Что можно и чего нельзя втыкать в автомобильное гнездо прикуривателя? Бортовые розетки 12 В, сгоревшая Honda и меры предосторожности — это и не только в нашем материале-ликбезе.

Несколько лет назад по многим телеканалам проскочил интригующий сюжет: у дамы сгорела Honda Civic. Дескать, стала заряжать мобильник, а тут дым, вонь и полный караул… В общем, неприятная история. Но кто виноват?

Телевизионщики, примчавшиеся тогда за интервью, откровенно на нас обиделись: наше мнение их разочаровало, а ожидаемой скандальной сенсации не получилось. Потому что, на наш взгляд, никакая Honda не обязана отвечать за поведение неизвестного ей устройства. По-человечески даме, конечно, можно посочувствовать, но очевидным виновником возгорания было зарядное устройство неизвестного происхождения. А втыкать в гнездо всё подряд производители автомобилей, как правило, запрещают — и правильно делают. Те, кто с этим не согласен, могут мысленно поставить себя на их место: вы бы разрешили? Вот-вот — лучше не стоит…

Что можно и чего нельзя

Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало.
Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало.

А что вообще можно втыкать в автомобильное гнездо? К сожалению, четкого разграничения, что можно делать, а чего нельзя, не существует. Мы проводили исследования на эту тему — результаты ясности не внесли. Одни автопроизводители разрешают пользоваться только приборами с собственным брендом на этикетке, другие кивают на обязательное соблюдение требований некоего стандарта SAE (а кто из автовладельцев его видел-то?), третьи категорически запрещают пользоваться гнездом прикуривателя для любых посторонних потребителей, четвертые оговаривают максимальный ток потребления…

Следует отличать гнездо прикуривателя от бортовой розетки. Исторически прикуриватель появился раньше — почти сто лет назад. На тех же Жигулях, к примеру, розетки отсутствовали — впрочем, гаджетов в продаже в те времена тоже не было. Сегодня мы активно боремся с курением, а потому прикуриватели уходят в историю. Зато розеток в машине бывает сразу несколько. При этом массу проблем порождает разнобой в конструкциях и размерах как самих гнезд, так и штекеров. В частности, в обычной розетке нет биметаллической пружины-захвата прикуривателя. На практике многие вилки любят выскакивать из гнезда или, хуже того, плохо контачить. Производители гаджетов используют неодинаковые штекеры — именно это обстоятельство и послужило, на наш взгляд, причиной упомянутого выше возгорания автомобиля.

Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение.
Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение.

Почему на той машине не сгорел предохранитель? Кстати, обычно его номинал — 15 А, реже — 10 А (в Жигулях использовали 16 А). Теперь представьте, что происходит, если по какой-то причине прибор потребляет подобный ток в течение длительного времени, а контакт при этом «искрит». Солидная мощность начинает рассеиваться в розетке, которая быстро нагревается и… ну, дальше понятно. Если вокруг термопласт, боящийся нагрева, то и произойдет как раз то, что случилось с дамой. Пожар не пожар, а торпедка поплавилась. Ток при этом может оставаться в пределах допуска — это же не короткое замыкание! От себя добавлю, что на практике предохранители зачастую легко выдерживают и повышенный ток: это нехорошо, но — что есть, то есть…

Даже если вероятность возгорания мала, ни в коем случае не стоит его провоцировать. А мы частенько это делаем. Ниже — советы человека, который однажды пережил полноценный пожар, лишившись… Ладно, не хочу вспоминать.

Советы электрика

Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным.
Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным.

С формальной точки зрения никогда не стоит забывать следующее: если возгорание все-таки произойдет, то на вашу сторону не встанет никто.

  • Производитель автомобиля — потому, что он не разрешал вам втыкать то, что вы воткнули.
  • ГИБДД — потому, что, применив какой-либо гаджет, вы тем самым как бы внесли изменение в конструкцию автомобиля, а это запрещено.
  • Продавец гаджета — потому, что он не знает, правильно ли вы воспользовались его устройством. Да и вообще, не в Китай же вы отправитесь жаловаться…
  • Страховая компания — потому, что см. п. 1.

Если это понятно, но не отпугивает, едем дальше собственно к самим советам:

  • Даже если вы пользуетесь совсем слабеньким устройством, например, заряжаете телефон или отслеживаете дорожные измерители скорости, не ленитесь время от времени дотрагиваться до адаптера, контролируя таким образом его температуру. Хуже точно не будет.
  • Старайтесь без особой необходимости не подключать к автомобильным розеткам заведомо мощные устройства с заявленной мощностью 180 и более Ватт. На мой взгляд, единственный реально полезный гаджет с подобной мощностью — это компрессор, но им пользуются нечасто и никогда не оставляют включенным без необходимости. А вот без автомобильного пылесоса, чайника или кофеварки вполне можно обойтись.
  • Приобретая разветвители сигналов на три, четыре и более устройств, не забывайте, что штатный предохранитель в машине — один на всех.
  • Никогда не покупайте мелочевку вроде разветвителей или зарядников у коробейников на перекрестках. Вероятность наткнуться на дрянное качество там слишком высока — вспомните сгоревшую Хонду. Лучше переплатите дилеру. Или хотя бы солидному сетевому магазину автозапчастей.
  • Спиральный провод гаджета, включенного в розетку, не должен быть слишком сильно натянут. Он может свалиться под педальный узел, а халтурно припаянный — попросту оторваться.
  • Покидая автомобиль, всегда вытаскивайте штекер из розетки. Причин несколько. Во-первых, не во всех автомобилях розетки обесточиваются, а потому тот же включенный холодильник быстро «высосет» аккумулятор. Во-вторых, любые неубранные гаджеты, даже недорогие, всегда привлекают внимание несознательных элементов общества. Да и пожары просто так никогда не возникают.
Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин.
Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин.
Безобидные, казалось бы, приборы – преобразователи напряжения из 12 В в 220 В. Обязательной сертификации не подлежат. На том, что слева (КОТО 12V-502), так и написано. Максимальная выходная мощность – 250 Вт, пиковая – 500 Вт! Поделите это на 12, получите ток потребления в амперах и не удивляйтесь дыму из-под торпедо. Аналог от Airline обещает соответственно 150 и 300 Вт. Даже на таких мощностях лучше не искушать судьбу. Встречаются преобразователи и на 3000 Вт, но те цепляют напрямую к батареям.
Безобидные, казалось бы, приборы – преобразователи напряжения из 12 В в 220 В. Обязательной сертификации не подлежат. На том, что слева (КОТО 12V-502), так и написано. Максимальная выходная мощность – 250 Вт, пиковая – 500 Вт! Поделите это на 12, получите ток потребления в амперах и не удивляйтесь дыму из-под торпедо. Аналог от Airline обещает соответственно 150 и 300 Вт. Даже на таких мощностях лучше не искушать судьбу. Встречаются преобразователи и на 3000 Вт, но те цепляют напрямую к батареям.
Компрессоры – это, на мой взгляд, лидеры по части полезности из всех приборов, подключаемых к розетке. При этом вероятность каких-либо неприятностей, порождаемых ими, невелика: вы все время контролируете состояние устройства, а пользуетесь крайне редко. Для справки: у показанных компрессоров токи потребления – до 6,7 у alca и до 9,5 у Качка.
Компрессоры – это, на мой взгляд, лидеры по части полезности из всех приборов, подключаемых к розетке. При этом вероятность каких-либо неприятностей, порождаемых ими, невелика: вы все время контролируете состояние устройства, а пользуетесь крайне редко. Для справки: у показанных компрессоров токи потребления – до 6,7 у alca и до 9,5 у Качка.
Разветвитель на два направления – это, вообще-то, не очень удобно, поскольку он добавляет к штатному только одно гнездо. Устройство от AVS имеет жесткий штекер, а коллега от Airline явно рассчитан на установку в подстаканник. Мощность – 120 и 100 Вт соответственно.
Разветвитель на два направления – это, вообще-то, не очень удобно, поскольку он добавляет к штатному только одно гнездо. Устройство от AVS имеет жесткий штекер, а коллега от Airline явно рассчитан на установку в подстаканник. Мощность – 120 и 100 Вт соответственно.
Разветвители 3 х 120 Вт/10 А и USB (1 А). Тот, у которого жесткий штекер, защищен предохранителем 5 А, хотя указанная мощность – 120 Вт! Разработчики, видимо, ориентировались на 24 В. Примечательно, что устройства справа с предохранителем на 10 А, хотя его заявленная мощность – всего 60 Вт. Удлинитель-разветвитель от Heyner мне понравился больше других. Хороший штекер защищен автомобильным предохранителем. Одно из гнезд – под прикуриватель: в нем все штекеры держатся лучше, чем в обычной розетке.
Разветвители 3 х 120 Вт/10 А и USB (1 А). Тот, у которого жесткий штекер, защищен предохранителем 5 А, хотя указанная мощность – 120 Вт! Разработчики, видимо, ориентировались на 24 В. Примечательно, что устройства справа с предохранителем на 10 А, хотя его заявленная мощность – всего 60 Вт. Удлинитель-разветвитель от Heyner мне понравился больше других. Хороший штекер защищен автомобильным предохранителем. Одно из гнезд – под прикуриватель: в нем все штекеры держатся лучше, чем в обычной розетке.
Слева – вольтметр от Airline: работает от сети 12 или 24 В. Контакт его штекера с любым из имеющихся гнезд постоянно пропадает. А при 24 В даже по инструкции его рекомендуется поскорее вынимать из розетки, а то перегреется. Так оно и оказалось.
Слева – вольтметр от Airline: работает от сети 12 или 24 В. Контакт его штекера с любым из имеющихся гнезд постоянно пропадает. А при 24 В даже по инструкции его рекомендуется поскорее вынимать из розетки, а то перегреется. Так оно и оказалось.
Накидка с подогревом НОТ-550 GY. Ток 3 А, мощность 35 Вт. В изделии предусмотрен режим автоматического отключения через полчаса работы – это правильно. Забыл выдернуть из розетки – выключится само, даже если розетка постоянно под напряжением. Правильный подход.
Накидка с подогревом НОТ-550 GY. Ток 3 А, мощность 35 Вт. В изделии предусмотрен режим автоматического отключения через полчаса работы – это правильно. Забыл выдернуть из розетки – выключится само, даже если розетка постоянно под напряжением. Правильный подход.

***

Напоследок — жизненный анекдот про прикуриватели.

Коллега вез на Оке внука — в дороге мотор неожиданно перегрелся. Тыр-пыр: не работает электровентилятор системы охлаждения — сгорел предохранитель… Поменял, поехал, опять перегрев — снова сгорел предохранитель. И так несколько раз — что ж такое-то? Выяснил случайно: в гнездо прикуривателя внук от скуки засунул… металлический рубль! А цепь предохранителя заодно защищала тот самый вентилятор.

Счастливого пути и исправного электрооборудования!

Автор: Михаил Колодочкин

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!

Материалы по теме:

20 причин, почему машина может загореться
Какой предохранитель лучший? Экспертиза ЗР
Что придумали китайцы — 10  полезных аксессуаров для автомобиля