Плавающие холостые - это как повышенная температура у человека. То есть, является симптомом, а не болезнью как таковой. И рано или поздно сталкиваются с ним почти все автовладельцы. А так как вопрос поднимается на форумах с завидной частотой, то я решил несколько систематизировать "симптоматику" и пояснить, какое поведение стрелки тахометра с чем связано. Итак.
Пожалуй, лидирующие позиции занимает вопрос "почему на холодную обороты всегда повышены и плавно опускаются к норме спустя минуту-другую". И здесь сразу спешу успокоить: никакой аномалии нет. Такой алгоритм поведения холостого хода связан с необходимостью прогрева катализатора и заложен в электронный блок управления двигателя изначально. Дело в том, что нейтралитический катализатор, устройство и назначение которого мы уже подробно разбирали ранее, начинает эффективно работать только при определённой температуре. Очевидно, что при холодном старте двигателя эта температура ещё не достигнута, и компьютер пытается как можно скорее на неё выйти - дабы не было а-та-та от "зелёных", и катализатор начал очищать выхлоп быстрее. Кстати, при этом могут наблюдаться подтраивания, потрясывания и акустические перебои в работе мотора. Это тоже нормально и проходит через несколько десятков секунд. В момент прогрева форсунки впрыскивают в цилиндры дополнительные порции бензина, из-за чего стехиометрический состав топливовоздушной смеси нарушается, зато повышается температура выхлопных газов. Которые и греют катализатор.
Ну а второй по списку идёт проблема плавания оборотов холостого хода (ХХ). Вообще, на стабильность оборотов (неважно, в каком диапазоне) влияет куча факторов. И чем сложнее двигатель, тем труднее определить проблему без подключения сканера. Но всё же, основные причины нестабильных ХХ я перечислю.
– Устал регулятор холостого хода (РХХ). Ещё его называют клапан холостого хода, но суть одна. Это небольшой "краник" с электроприводом, который регулируется тем же ЭБУ двигателя. Краник этот дозирует количество воздуха, которое попадает в цилиндры во время работы на холостых. Когда он изнашивается (или отказывает совсем), объём попадающего воздуха в двигатель не соответствует расчётному. Соответственно, "мозг" начинает корректировать смесь только количеством топлива, что неправильно и вызывает подобные пульсации оборотов.
Кстати, фактор неисправности РХХ - это отличный повод понять зачем он нужен вообще. Если у кого-то возникал такой вопрос, разумеется. :) Ведь казалось бы, если газ отпущен - то значит, дроссельная заслонка полностью закрыта! Как же тогда воздух попадает в мотор, чтобы он не глох?.. Вот через "обход" в виде РХХ и попадает, а электромотор дозирует его количество в зависимости от температуры воздуха, двигателя и других факторов. Есть и альтернативный вариант - когда в дроссельной заслонке есть специальное отверстие для холостых оборотов. Но об этом ниже.
– Подсосы воздуха во впуск. Слышали о таком, правда? Жаль, не все объясняют в чём суть. А суть в том, что как уже говорилось выше, количество воздуха и топлива в каждом режиме работы мотора должно строго соответствовать определённой пропорции. И когда появляется незапланированная "дыра" (например, треснул патрубок на впускной коллектор) - то воздуха начинает подмешиваться больше. Контроллер в свою очередь пытается его компенсировать бОльшим количеством подаваемого топлива - обороты повышаются. Но так как нагрузки на двигатель нет, а машина стоит - то ЭБУ снова уменьшает количество топлива. А "дыра"-то никуда не исчезла! Воздуха по прежнему входит больше чем нужно. И история повторяется по-кругу.
– Неисправный датчик массового расхода воздуха даёт похожую на вышеописанные подсосы симптоматику. Разница лишь в том, что при подсосах воздуха поступает больше по факту, а при неисправности ДМРВ - компьютер лишь "думает", что его больше, опираясь на ложные показания. Второй вариант - неисправный датчик абсолютного давления во впуске. Он же ДАД, он же MAP-сенсор (manifold absolute pressure). Принцип работы другой (измеряется не объём воздуха, а его давление во впускном коллекторе), но эффект может давать такой же.
– Забитая вентиляция картерных газов. Здесь рекомендую сначала ознакомиться с данной статьёй, где я подробно описывал что это такое и зачем нужно. В нашем же случае суть в том, что забитая система ВКГ также влияет на неправильное смесеобразование. Так как воздух из неё тоже поступает во впуск и компьютер на него "рассчитывает" при дозировании впрыскиваемого топлива. Кстати, из-за этого может ещё и нехило подъедать масло. Об этом тоже в статье по ссылке выше.
– Проблемы с дроссельным узлом. Возможно как некорректное положение заслонки на холостом ходу (смотреть датчик положения - ДПДЗ), так и её физический износ. Со вторым бороться практически невозможно, ибо ничто не вечно под Луной. А вот поломать шаловливыми ручонками то, что вполне замечательно работало до вас - это запросто. Нужно лишь "профилактически" полезть в дроссельный узел и... начисто убрать всю грязь и нагар. Почему после такого "наведения красоты" вы практически гарантированно получаете геморрой на пустом месте - подробно сказано здесь.
Пожалуй, это основные причины нестабильных оборотов холостого хода. Разумеется, я не стал отвлекаться на такие очевидные моменты как грязные свечи зажигания, давным-давно забитые топливные форсунки или в принципе полумёртвый двигатель, который давно при смерти по всем статьям. Что же касается списка перечисленных причин, то указанные в тексте ссылки помогут вам понять устройство как отдельных систем автомобиля, так и самостоятельно решить некоторые из озвученных сегодня проблем. Дерзайте! :)
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем ровных оборотов и исправных датчиков!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)