Найти тему
Моя газета+

Мечтаю о змее

В его объектив попадают и паукообразные, и насекомые, и птицы. Он ведет свой блог и популярный паблик передачи о биологии «Всё как у зверей», путешествует по миру.

Сева Рудый учится в 10 классе школы-интерната «Интеллектуал» в Москве, а до этого жил в Петрозаводске, посещал многие студии Дворца творчества: фотостудию «Взгляд», клуб аквариумистов «Хемихромис»… Мы поговорили с Севой о его увлечениях.

– Сева, как ты оказался во «Всё как у зверей», и в чём состоят обязанности администратора?

– В 13 лет я написал Евгении Тимоновой, создательнице программы, с выражением восхищения и вопросами о ведении собственного блога. Она заметила, что у меня есть знания в биологии, и взяла вести её паблик (сейчас в нем более 60 тысяч подписчиков – Прим. авт.). Основная обязанность – периодически писать заметки о природе, изредка банить неадекватных комментаторов или что-то подобное.

– Значит, твоя любовь к биологии началась со школьной скамьи?

– Мой интерес к биологии зародился с самого детства, когда я ловил всякую живность и приносил домой. Время шло, а страсть к изучению живой природы только крепла.

– О каком домашнем животном ты мечтал в то время и почему?

– Мечтал и мечтаю до сих пор о змее, а возможно, скоро заведу. Потому что змеи бывают очень необычными на вид, с интересным поведением, приятные на ощупь. Помимо них люблю ящериц, амфибий, рыб и членистоногих, некоторое время содержал дома богомола.

– Многие с опасением относятся к насекомым и паукам. Близкие разделяют твой интерес к ним?

– Не то чтобы очень любят, но практически не боятся и проявляют любопытство. Жизнь членистоногих очень мало изучена, но при этом невероятно интересна.

Поведение животных толком изучено лишь у млекопитающих и немного птиц, а о тех же рыбах мы почти ничего не знаем.

– Знаю, что раньше ты увлекался аквариумными рыбами. Чем они тебя привлекли?

– Меня больше всего привлекает подводный мир – в основном море, но и пресная вода тоже. Помимо внешней красоты аквариумных рыб – доступность и, опять же, их необычные повадки. Поведение животных толком изучено лишь у млекопитающих и немного птиц, а о тех же рыбах мы почти ничего не знаем. Хотя там есть и забота о потомстве, и брачные ритуалы, и охрана территорий от врагов, и сложные социальные структуры. Взять хоть цихлидовых рыб – псевдотрофеусов, которые вынашивают икру во рту. Или рыбку копелла Арнольда, которая подвешивает икру на лист, свисающий над водой, и периодически обрызгивает ее водой, защищая от пересыхания. Более того, последние исследования показали, что некоторые рыбы даже различают человеческие лица!

– Удавалось ли тебе наблюдать редкие виды животных в дикой природе?

– Да, удавалось. В этом году, это был, скажем, рак-богомол (Odontodactylus scyllarus) – удивительный морской хищник. Он имеет 16 типов цветовых рецепторов (у человека их два – палочки и колбочки) и сложнейшие глаза, а сила удара его ловчих конечностей такова, что разбивает стекло аквариума. Соотношение этой силы удара к массе тела у рака-богомола такое, что если б оно было таким же у человека, последний мог бы рукой запустить бейсбольный мячик на орбиту Земли.

– Видимо, ты много путешествовал. Как выбираешь места, которые хочешь посетить?

– В первую очередь смотрю на фауну и количество привлекательных для меня объектов. Дальше идёт все прочее: безопасность посещения страны, доступность… Хотя в недоступных местах обычно водится всё самое интересное. В этом году мне удалось со школой побывать в заповеднике «Чёрные земли» в Калмыкии. Больше всего я люблю российский север, но на юге тоже много интересного и биологическое разнообразие выше.

– А как начался твой путь в фотографии?

– Мне захотелось фиксировать то, что я вижу. Это помогает определять животных, рассмотреть того, кто пролетел мимо, структурировать полевой дневник. Родители подарили мне первую зеркальную камеру на девятилетие с условием, что я буду её беречь. Затем надоело просто фиксировать, начал заниматься художественной фотографией. Помимо прочего, это отличный способ донести красоту и уязвимость нашей природы до людей. Под «нашей» я имею в виду природу всего мира: её сохранение – задача всего человечества.

Наша планета удивительна в своём многообразии, а многие живые существа дадут фору в поведении или внешности инопланетянам из фантастики.

– А ты же еще и тексты пишешь…

– Люди очень мало знают о природе. Наша планета удивительна в своём многообразии, а многие живые существа дадут фору в поведении или внешности инопланетянам из фантастики. И вместе с этим природа хрупка: скажем, сейчас массово гибнут коралловые рифы. Поэтому необходимо рассказать как можно большему количеству людей о том, почему необходимо охранять жизнь на Земле. Это в первую очередь вопрос выживания нас самих как вида. В истории планеты было несколько «великих вымираний» – это когда уничтожилось около 90-95% биосферы. Как видно, сейчас место ушедших видов заняли новые. И если человек, уничтожив природу до какого-то определённого предела, исчезнет как вид, то природа, словно феникс из пепла, возродится, выковав нам на замену новые жизненные формы в горниле эволюции.

– Расскажи о твоём самом большом достижении и грандиозном провале.

– Насчёт достижений – вопрос сложный. Наверное, больше всего меня воодушевило попадание в бесплатную международную программу для школьников по исследованию национальных парков США. Туда набирали людей из разных стран, и при высоком конкурсе на место от каждой страны ехали только два человека. Также я считаю достижением статьи в различных изданиях –»Афиша», «Медуза», «Юный натуралист», что удалось благодаря «Всё как у зверей». Всё это я получил из-за сильной увлеченности своим делом, энтузиазму, упорной работе и удаче. Что же до провала – пожалуй, это сданный только со второго раза профильный школьный экзамен по химии.

– Какой совет ты бы дал самому себе в детстве?

– Не переживать, если что-то получается не сразу – от фотокадра до какого-то более важного дела. Всё, что ни делается – к лучшему, надо только руки не опускать.

Арина Васильчук

Фото из личного архива Севы Рудого и из его паблика vk.com/the_endless_road

Сева
Сева
Молодняк каракурта (Latrodectus tredecimguttatus)
Молодняк каракурта (Latrodectus tredecimguttatus)
Череп волка (Canis lupus)
Череп волка (Canis lupus)
Ушастая круглоголовка. Калмыкия, 2017. Ушастая круглоголовка (Phrynocephalus mystaceus)
Ушастая круглоголовка. Калмыкия, 2017. Ушастая круглоголовка (Phrynocephalus mystaceus)
Жук-скакун (Cicindela lacteola)
Жук-скакун (Cicindela lacteola)
Матка муравья-жнеца (Messor sp.)
Матка муравья-жнеца (Messor sp.)
Пускай они выползают из убежищ, стремясь к ручьям и лужам. Тритон обыкновенный (Triturus vulgaris), самка.
Пускай они выползают из убежищ, стремясь к ручьям и лужам. Тритон обыкновенный (Triturus vulgaris), самка.
Танцуй, время жизни. Вряд ли есть что-то прекраснее, чем твой пёстрый разноцветный карнавал. Павлиний глаз.
Танцуй, время жизни. Вряд ли есть что-то прекраснее, чем твой пёстрый разноцветный карнавал. Павлиний глаз.
Когда в тёмном силуэте на придорожных проводах ты различаешь одного из вестников времени жизни — нахохлившегося скворца. Обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris).
Когда в тёмном силуэте на придорожных проводах ты различаешь одного из вестников времени жизни — нахохлившегося скворца. Обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris).