Тонны грязи, старинная техника и студенты в массовке — создатели картины преобразили территорию университета
В воскресенье участок от Астрономической до Университетской изменили до неузнаваемости – вместо асфальта грязь, окна здания национальной библиотеки РТ заколотили. Даже расклеили специальные листовки на домах с характерными для той эпохи призывами к рабочим и солдатам. На съемочной площадке то тут, то там слышатся замечания к внешнему виду, просьбы найти нужные очки Бакиеву, другу Игнатова. Роль Бакиева исполняет народный артист Татарстана, актер театра им. Г. Камала Искандер Хайруллин.
— Книгу, конечно, читал, язык хороший, прочитал с удовольствием. По мне – это как женский роман, где, естественно, женщина – главная героиня, злодей – мужчина. У меня опыта работы в кино нет, посмотрим, как получится, — коротко прокомментировал свое участие в картине до начала съемок Хайруллин.
На время съемок на Кремлевской появились и баррикады, из-за которых идет стрельба, и телеги, и даже кони. При любой свободной минуте каждую деталь поправляют, а перед съемками эпизода идут долгие репетиции. После команды «Мотор!» складывается ощущение, что вокруг идет настоящая война, оглушительные выстрелы раздаются непрерывно.
В Казани съемки не ограничатся только Кремлевской улицей. В осенний блок попадает музей Арбузова, одно из зданий на Карла Маркса, музей Лобачевского, ратуша – там будут проходить интерьерные съемки. А зимой снова будут перекрывать Кремлевскую – на этот раз от Кремля до пересечения с Чернышевского. Тогда будут снимать, как обоз с поселенцами въезжает в город, а в Кремле даже появится тюрьма. Съемки этих частей планируется начать в январе.
Атмосферу создают не только выстрелы, но и дымовая завеса, огонь. Правда, к бочкам, где он пылает, могут возникнуть замечания у знатоков истории, но Папернов этого не боится.
— Мы обожаем внимательных зрителей. У нас нет задачи снять научно-популярное кино, стоит задача убедительного погружения в атмосферу. Я абсолютно уверен, что специалисты истории укажут на несоответствия. Для нас был важен фон, в первую очередь рассказываем человеческую историю, — отмечает Папернов.
Эта часть Кремлевской больше всего подошла по историческим зданиям и по возможности снимать, и то какие-то элементы все равно придется ретушировать на компьютере.
«Помогает правительство РТ»
Съемочный процесс кропотливый и долгий, за весь день должны получиться всего две сцены по три минуты. Каких-то героев массовки смогли найти прямо перед съемками.
— Я студент первого курса КФУ, учусь на учителя истории и обществознания, сам из Актанышского района. Шел сегодня утром играть в футбол, у нас соревнования, но меня перехватили, сказали, что я нужен, подхожу. Еще ничего не объяснили, пока только одели, — рассказывает Айваз Гардиев, которому предстоит перевоплотиться в гимназиста. Темно-зеленая форма молодому человеку к лицу, и его уже не отличишь от ученика столетней давности.
А вот другого участника массовки, Игоря Гилимшина, вряд ли бы кто-то узнал из близких – у него роль военного трупа, на лице ранения.
— О съемках узнал от знакомого. Я электрик-газосварщик на КАПО им. Горбунова. Согласился принять участие, потому что это необычно, интересно. Всю одежду предоставили, все по размерам, на грим уходит минут 15, — признался Гилимшин.
Сергею повезло чуть больше – у него роль горожанина, который должен прогуливаться с женой, может, придется падать в грязь. В обычной жизни молодой человек работает в танцевальной студии, о кастинге узнал заранее, отправлял фотографии. Вот только прогуливаться по улицам Казани 1918 года ему придется с посторонней девушкой: «Мы с женой очень расстроились, когда подавал заявку, не знал, что будут нужны и девушки». Кстати, в объявлениях в соцсетях можно найти информацию, что участники массовки получат от 700 до 1500 рублей в зависимости от персонажа.
Съемки в Татарстане продлятся до 29 октября, при этом в Лаишево основные декорации. Все идет по графику, а идеального соблюдения плана в кино не бывает. Исполнительный продюсер кинокомпании «Русское» вспоминает, что, когда съемки проходили в порту Чистополя, то два дня был шторм, и из-за этого не получалось выстроить суда.
— У нас такая помощь от мэрии Казани, что вообще нет проблем. Большая благодарность и КФУ. Помогает правительство РТ, есть финансовое участие. А вообще нас так нигде не встречают, как в Казани. Так, как любят город здесь, не видел еще где-то, — признается Папернов.