...Небольшой одноэтажный особняк в центре Екатеринбурга не ощущает себя старой развалиной. За ним хорошо ухаживают, его часто посещают дети, а с ними и заинтересованные взрослые. К нему тянутся и иностранцы, представители других культур. Всем интересно, как жил и творил великий уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Дом, как и человек, рождается (строится), растет (у него появляются пристройки) и... умирает? Нет, живет своей долгой, интересной жизнью!
Одноэтажный дом по улице Соборной (ныне ул. Пушкина) был построен во второй половине 19 века, и был одним из многих подобных, выстроенных в то время. Застройка была типовой.
Писатель приобрел дом для своей семьи (мамы, двух братьев и сестры) в 1885 году на гонорар от публикации романа "Приваловские миллионы". И, надо сказать, то ли гонорар был большим, то ли дом был очень нужен Дмитрию Мамину, только за здание и "службы" (участок, прилегающий к нему) писатель отдал более 20 тысяч рублей! А ведь в это время корова, кормилица семьи, стоила 3-5 рублей, можно представить себе, насколько дорогим показался дом.
Строение было деревянным, рубленым на 4 комнаты, к нему "прилагались" также кухня и холодные сени. Отопление было печным. Кстати, печи до сих пор сохранились в доме, правда, уже не топятся, а только украшают интерьер, и любимый вопрос для школьников, посещающих музей - это "Сколько в доме печей?"
Расположение было идеальным. В центре, на тихой улице, недалеко от домов близких друзей. Если бы Д.Мамин знал, что весь квартал назовут со временем "литературным", он был бы рад.
В этом здании писатель устраивает себе рабочий кабинет. Еще бы, с его комнатой смежная только комната сестренки Лизы, но днем она на занятиях, и через комнату писателя никто не ходил. Работать он имел обыкновение с 10 утра до 16 часов дня. Сейчас в кабинете воссоздана обстановка тех лет. Низенькие диванчики и кресла, ковер, старинный массивный стол, шкаф с книгами 19 века, даже рога, подаренные писателю друзьями.
На столе - и коллекция минералов, и чернильница с пером, а главное, портрет друга, литературного товарища и брата Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, одного из первых авторов, кто принял и оценил великий талант Дмитрия Наркисовича.
Итак, спустя 6 лет после покупки дома автор "Приваловских миллионов" переезжает в Санкт-Петербург, а его родственники со временем перестраивают дом. Добавляются две комнаты, прихожая и комната старшего брата Николая. Холодные сени переделываются в столовую, а снаружи дом обшивается в один слой кирпичом. Все перестройки согласовываются письменно с сыном и братом, таким образом, дом становится не только больше, но и уютнее.
После революционных событий, смерти Анны Семеновны (мамы) и отъезда семьи из города, по завещанию дочери писателя, Аленушки, в доме планируется открыть музей, но война приостанавливает процесс. Дом претерпевает "мучения": в нем располагаются коммунальные квартиры и не только они.
Но, вероятно, желание открыть музей и восстановить память о Дмитрии Наркисовиче было так велико, что музейная экспозиция открывает свои двери перед посетителями всего через год после войны, в 1946 году, 1 мая.
Меняются экспозиции, годы идут, и возникает необходимость в расширении производственных помещений музея, в размещении научной библиотеки.
О том, как библиотека В.Г. Белинского не получила свое заветное здание, о том, что сохранилось от "двора и служб" Д.Н. Мамина-Сибиряка, вы узнаете из следующих публикаций.