Сирота по имени Джейн Эйр поступает гувернанткой в богатое поместье, где становится объектом повышенного внимания его хозяина – человека трудного характера по имени мистер Рочестер. Вопреки всем своим социальным и классовым различиям между девятнадцатилетней девушкой и много старшим ее мужчиной возникает глубокое чувство. Однако прошлое мистера Рочестера делает их брак невозможным, о чем Джейн узнает прямо у алтаря.
Все-таки удивительное дело с этой «Джейн Эйр» – роман не перестают экранизировать даже несмотря на то, что, кажется, не осталось на свете ни одного человека, который не знал бы, чем там все у мистера Рочестера с Джейн Эйр закончится.
И тут, кстати, можно было бы предположить, что новая версия американца Кэри Фуканага, чей дебютный фильм был испаноязычной драмой про мексиканских иммигрантов, станет по отношению к знаменитой ленте Франко Дзеффирелли чем-то вроде пародии, какой стали полные анахронизмов «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли по отношению к классическому трехсерийному телефильму середины 90-х. Но нет, в отличие от британского верноподданного Джо Райта, молодой космополит Фукунага не только заставил австралийку Васиковску и немецкого ирландца Фассбендера говорить с идеальными викторианскими интонациями, но и создал ленту невероятно цельную и аутентичную.
Пятисотстраничный роман улегся в двухчасовую картину, разумеется, не без сокращений, однако сценаристка Мойра Баффини, до этого адаптировавшая для экрана очень английский комикс про Тамару Дрю, обошлась с материалом Бронте весьма бережно: и там, где хронометража не хватило под целые главы, ввернула изящные о них напоминания.
Впрочем, берясь за классический роман, Фукунага понимал, что его экранизация станет уже двадцать какой-то по счету, и сохранить остроту интриги удастся едва ли. Именно поэтому к поставленной задаче он подошел с оружием, которым, в принципе, владеет лучше всего: сделал красиво. Начинавший кинокарьеру как оператор, Фукунага продолжил ее теперь как режиссер, в чьем фильме нет ни одного случайного кадра и, в общем, не важно, как смотрят друг на друга герои, важно – как смотрит на них камера. А она, кажется, по уши влюблена.
Текст: ЕЛЕНА ТИХОНОВА