Понятие «социальное предпринимательство» появилось в России не так давно — фактически с появлением Фонда «Наше будущее». До этого в нашей стране системно об этом не говорили — существовали предприниматели, которые занимались общественно значимым делом, но не ассоциировали себя с каким-то особенным видом деятельности.
Создание и последующее развитие социального предприятия, как и любого другого бизнеса, требуют последовательных действий, состоящих из подготовки и планирования. И если действовать последовательно, то все получится.
Во-первых, нужно определиться со своими целями и желаниями. Важно понять, что главная цель создания социального предприятия — оказывать позитивное влияние на общество, поэтому деньги здесь не могут стоять на первом месте. Чтобы достигнуть успеха, нужно ответить на несколько вопросов: какие проблемы вызывают у вас самый сильный отклик и желание действовать; в какой сфере вы сможете наиболее успешно проявить себя? В определении своих целей и желаний очень важно собрать как можно больше информации о возможности самореализации в этой сфере. Посещайте торговые выставки, тематические и научные конференции, изучайте опыт успешных предприятий, узнайте про специализированные образовательные программы в вузах — это никогда не будет лишним.
После того как вы определитесь, какую социальную проблему будете решать, пора определить миссию предприятия — подумайте, что должно измениться, когда вы начнете работу. Сформулируйте как можно больше идей того, как можно добиться решения таких проблем с помощью организации самоокупаемого предприятия, а потом выберите три — пять самых многообещающих, оценив сильные и слабые стороны. Важно понять, что не всегда хорошая идея становится хорошей бизнес-возможностью. Чтобы разработать действительно нужный социальный продукт, обязательно пообщайтесь с вашей целевой аудиторией. Непосредственный контакт с тем, кто является потребителем ваших услуг, очень важен для правильного построения предприятия.
Если вы сделаете эти шаги, то вам уже будет не так сложно перейти к составлению бизнес-плана — к этому моменту вы уже определите, чего хотите достичь, и сможете без труда изложить в одном документы принципы и особенности вашей будущей деятельности. Но для социального бизнеса важно не только найти устойчивую бизнес-модель, а продумать социальную составляющую и план достижения социального воздействия. Этот элемент должен стать неотрывной частью бизнес-плана.
С составлением такого важного документа вам станет понятно, нужно ли привлекать финансирование. Благо, для социальных предприятий уже сейчас существует множество мер поддержки — им помогают специализированные фонды, крупный бизнес и государство. Форм поддержки также множество. Например, это могут быть возвратные беспроцентные займы, безвозмездные гранты, финансирование за участие в государственных программах.
Итак, вы определились с источниками финансирования проекта. Теперь пришло время задуматься, стоит ли привлечь к своему делу партнеров. Конечно, неплохо иметь того, кто разделит с тобой тяготы ведения бизнеса, но, как показывает практика, бизнес с партнерами не настолько стабилен, как бизнес, где есть только один собственник. Другое дело — семейный бизнес или схема партнер-наставник, когда младший партнер имеет меньшую долю прибыли, но получает бесценный опыт работы. Возможно, в это же время вам придется нанимать на работу первых сотрудников. Здесь главное не прогадать — они станут костяком команды. Ищите людей, на которых вы сможете переложить часть обязанностей, что позволит вам уделить больше времени вопросам развития. Вначале можно обойтись без финансиста и бухгалтера, а вот без «рабочих рук» будет очень сложно.
После доработки концепции услуг или продукции заканчивается подготовительный этап — пора приступать к операционной деятельности. Будьте готовы к тому, что, даже если вы просчитаете все возможные риски, что-то может пойти не так. Это абсолютно нормальный предпринимательский процесс, особенно если вы впервые открываете свое дело. Не опускайте руки ни в коем случае и не бойтесь обращаться за юридической, консультационной и финансовой помощью в специализированные фонды. Если ваше дело действительно способно изменить мир к лучшему, пусть даже не в глобальных, а локальных масштабах, оно достойно того, чтобы существовать. Бизнес — живой организм, который требует постоянного развития. Всегда стремитесь сделать больше и не бойтесь быть амбициозными, рост и развитие вашего социального предприятия и охват как можно большего числа благополучателей должны постоянно служить вам ориентирами.
Это лишь краткий обзор того, как социальному предприятию достичь успеха. Больше информации вы найдете в самой книге. Пособие Наталии Зверевой «Создание успешного социального предприятия» скачать можно, зарегистрировавшись на сайте Лаборатории социального предпринимательства. Из нее вы также узнаете, как провести SWOT-анализ, грамотно составить бизнес-план и мотивировать сотрудников работать максимально эффективно.
http://www.nb-forum.ru/business/advices/7-shagov-k-uspehu.html