Найти в Дзене
Ритм Евразии

Из Севастополя в Латакию: крымское измерение трансрегиональных экономических связей

Политико-экономическая блокада Крыма со стороны Запада и «примкнувших» стран демонстрирует все большую бессмысленность. По имеющимся данным, за январь – первую половину сентября с.г. регион посетили парламентарии, торговые и другие бизнес-миссии почти из 20 стран – Норвегии и Словакии, Сирии и Франции, Болгарии и Ирана, Чехии и Италии, Германии и Японии. А внешнеэкономические связи полуострова ныне включают около 30 дальнезарубежных стран и большинство стран бывшего СССР (против семи в 2016 г.).

Очевидно, что такие тренды предопределяют разработку и реализацию проектов по развитию транспортной и смежной инфраструктуры в Крыму. В том числе с участием инвесторов из стран, заинтересованных в развитии экономических связей с этим регионом.

Так, в конце августа Георгий Мурадов, замглавы Совета министров Республики Крым и постоянный представитель Крыма при президенте РФ, заявил, что «порты Крыма могут уже в ближайшее время стать транзитным хабом для грузов, следующих в Иран, из Ирана и транзитом через Иран. Ряд иранских компаний уже заявили о своей готовности использовать следующий маршрут: крымские порты – Азов – Волго-Донской канал – Волга – Каспийское море – Иран. Г. Мурадов пояснил, что «представители иранского бизнеса подсчитали: такой маршрут является самым коротким и, главное, самым экономичным» в связях своей страны с рядом государств Северной Африки, Южной и Восточной Европы.

До 70% объема внешнеторговых перевозок между Ираном и означенными странами пока приходится на транзит через Турцию. Очевидно, что в этих иранских планах сказывается стремление Тегерана сократить, в т.ч. по политическим причинам, свою зависимость от, казалось бы, традиционного транстурецкого транзита.

Дополнительные возможности для транскрымских транзитных перевозок Ирана открывает ввод в действие Крымского моста. Как уточнил Г. Мурадов, «уже сейчас можно отправлять фуры с товарами по автомобильным дорогам из Ирана прямиком в Крым и в его порты». А в конце 2019 г., когда начнется регулярное движение по железнодорожному пути на этом мосту, в распоряжении иранского, крымского и в целом российского бизнеса окажется еще один удобный маршрут: Крым – Северный Кавказ – Азербайджан – Иран.

Еще один факт, о котором сообщил вице-премьер Крыма: до конца октября в Дамаске завершится первый раунд переговоров о долгосрочном транспортно-экономическом сотрудничестве РК с Сирией. Там до конца текущего года будет учрежден Крымский торговый дом; аналогичное коммерческое заведение сирийская сторона планирует учредить на полуострове. А с учетом режима свободной сирийско-ливанской торговли и сирийского внешнеторгового транзита через порты Ливана не исключено, по имеющейся информации, участие и ливанского бизнеса в таком проекте. Учтем, что Ливан не участвует в антироссийских санкциях за воссоединение Крыма с РФ. Г. Мурадов уточнил в этой связи, что до конца осени планируется подписать соглашение о создании крымско-сирийской судоходной компании.

Впрочем, прямые морские грузоперевозки между Крымом и Сирией стартовали еще в июне 2018-го: из Севастополя в Латакию была отправлена первая крупная партия зерновых грузов, а во встречном направлении – сухогрузы с овощами и фруктами. Грузонапряженность морской линии Крым – Сирия/Ливан, по многим экспертным оценкам, к 2020 г. увеличится минимум вдвое в сравнении с 2018 г.

Крымская портовая сеть, включающая, по данным Минтранса Крыма, торговые порты в Керчи, Ялте, Феодосии и Евпатории, готова к нарастающей нагрузке. Состояние гидротехнических сооружений, имеющаяся инфраструктура и производственные мощности этих портов позволяют принимать и обрабатывать суда длиной 220 м и осадкой более 8 м, переваливая грузы широкой номенклатуры.

Паромные проекты тоже востребованы во внешнеэкономических связях Крыма с его зарубежными соседями. Так, к 2019 г. планируется наладить регулярное паромное сообщение между полуостровом и Абхазией (Севастополь – Сухум или Очамчира). А во второй половине августа руководство «Крымских морских портов» (КМП) провело консультации с российскими судовладельцами о начале работы прямой паромной линии между Крымом и Турцией. Предположительно с крымской стороны это будут порты Севастополь или Феодосия, с турецкой – Зонгулдак или Самсун.

Гендиректор КМП Алексей Волков заявил о растущем интересе в Турции к этой артерии, чем и обусловлены состоявшиеся консультации. При этом он подчеркнул, что, хотя официально Турция не признаёт Крым российским, «ввиду очевидного «потепления» турецко-российских отношений такой проект точно получится». Кстати, в прошлом году из Зонгулдака ходил грузовой паром на Крым, но пока это были нерегулярные рейсы.

Турецкую сторону, по экспертным оценкам КМП, привлекают упрощенные процедуры, неперегруженность крымских портов и, следовательно, меньшее время обслуживания судов и грузов в этих портах по сравнению, например, с Туапсе, Темрюком и особенно Новороссийском. Вдобавок именно через Крым и его порты с паромами достигается кратчайшее расстояние в грузоперевозках стран Южного и Западного Причерноморья с большинством стран Центральной Азии, включая Казахстан.

Те же факторы транзитной привлекательности Крыма притягивают и Болгарию, поэтому в 2019-2020 гг. намечено открыть паромную линию из Крыма в Бургас.

Все означенные тренды снова подтверждают, что крымские порты и примыкающие к ним сухопутные и паромные артерии вполне могут сделать Крымский регион крупнейшим транзитным хабом всего Черноморско-Азовского региона. Причем к нему географически уже тяготеют еще и страны Дунайского бассейна. Потому и растет интерес всё большего числа стран и их бизнес-структур к реализации очевидных и пока еще не освоенных преимуществ транскрымского транзита. Что, в свою очередь, уже начинает трансформировать небезызвестные «крымские» санкции в анахронизм.

Портовая система Северного Причерноморья, Западного Приазовья и Нижнего Дуная
Портовая система Северного Причерноморья, Западного Приазовья и Нижнего Дуная

Вполне можно согласиться с болгарским политологом и историком Валентином Вацевым, посетившим полуостров в первой декаде сентября: «Крым наконец-то вернулся обратно в Россию в результате силы воли и твердого решения крымского общества. Народ Крыма сам решил, где ему жить и быть в стране, куда его вело сердце». Поэтому «не стоит верить тупой западной пропаганде, что Россия якобы отторгла от Украины кусочек украинской земли: Крым очень давно уже русский. И именно так будет в предстоящей вечности».