Два величайших военачальника Японии эпохи Сэнгоку.
Такэда правил горной, бедной плодородными землями провинцией Кай, гористой, но на территории которой были рудники с благородными металлами.
Отец Такэда, Нобутору, всю свою жизнь посвятил собиранию земель в провинции Каи, в непрерывных войнах создал объединенную провинцию, подчинив себе мелких феодалов, создал небольшую боеспособную армию, но разорил страну.
Обладая властным и весьма неуживчивым характером, настроил против себя и феодалов и население и самое главное - своего старшего сына, Сингэна ( тогда еще его звали Такэда Харунобу, Сингэном он стал позже, приняв монашеский сан) , решив отдать власть своему младшему сыну, Нобусигэ.
Такэда пришел к власти вполне по японски - сверг собственного отца в 1540 г. и отправил его в ссылку в соседнюю провинцию к своему союзнику, главе клана Имагава, который заточил Нобутору в монастырь.
Чтобы еще больше унизить и позлить собственного отца, томящегося в монастыре, Такэда присылал ему письма с описанием своих многочисленных побед и удачных осад, обычно дополняя их словами, - "вот я и взял этот замок, который Вы, отец, так хотели захватить и столь безуспешно осаждали".
На войне Такэда Сингэн был хитрым, безжалостным, но мог проявить и великодушие, хотя у него, как и у его отца, случались приступы беспричинного гнева, и тогда пощады ждать не приходилось. Хотя обычно все же расчетливость брала верх и он бывал милостив с теми, кто либо быстро сдавался, либо храбро сражался.
Такэда обладал отлично вымуштрованной, отлично экипированной армией, на вооружении которой были лучшие военные новинки того времени - аркебузы, мушкеты, к услугам Такэда были лучшие ниндзя из провинций Ига и Кога.
Наличие золота позволяла Такэда не скупиться в расходах. Непомерные амбиции подсказывали ему путь - объединить Японию под своими знаменами, а для этого все средства хороши.
К своим исконным владениям в горной провинции Каи ему удалось присовокупить соседние провинции — ,Сува, Синано и Кодзукэ, и сёгун Асикага Ёситэру назначил Сингэна их военным правителем. В планы Сингэна входил также захват и других провинций, в том числе Микава и Этиго.
Его извечный противник и антагонист Уэсуги Кенсин правил богатой плодородной приморской провинцией Этиго, граничащей с равнинной провинцией Синано, на которую положил глаз Такэда.
Уэсуги Кэнсин был воином монахом. Кэнсин (до 1571 г. он носил мирское имя Кагэтора) происходил из самурайского клана Нагао, традиционного вассала дома Уэсуги, управлявшего от его имени провинцией Этиго с 1340 г.
Кагэтора (подобно Сингэну) был самым нелюбимым ребенком в своей семье. Отец его недолюбливал, а братья — откровенно ненавидели. Считали женоподобным (что правда, то правда - Кагэтора в юности не носил бороды и усов, вероятно они у него особо и не росли, был хрупкого телосложения, и имел смазливое личико, что вызывало дополнительную ненависть к нему его братьев), слабым, не воинственным.
Однако личные качества Кагэторы (верность слову, обостренное чувство долга и справедливости и поразительные военные таланты) сразу привлекли к нему многих самураев клана Нагао.
Старшие братья пытались убить Кагэтору, так что ему пришлось скрываться и отбиваться от многочисленных покушений. Однако в конце концов он с небольшой дружиной верных самураев сумел разбить всех своих братьев и в 1549 г. возглавил свой клан, который стал одним из могущественнейших на востоке Японии.
Уэсуги Наримаса, разбитый наголову Ходзе, бежал во владения Когэтора, и тот дал ему убежище, а в благодарность Наримаса усыновил Когэтора, который с того времени стал называться Уэсуги Кэнсин.
Армия Такэда, пользуясь слабостью местных правителей практически полностью захватила провинцию Синано, и готовилась выступить на захват Этиго.
Дать Такэда полностью захватить Синано, значило обречь себя стать следующей жертвой.
Так Уэсуги становится на пути честолюбия Такэда. На равнинах Синано развертывается противостояние двух лучших полководцев Японии.
Они ведут войну как партию в шахматы, передвигая армии как фигуры на доске. Каждый пытается обмануть врага, каждый делает ход, жертвует фигуры, завоевывая преимущества. Но гений двух полководцев равен по силе и потому исход их партии один и тот же - ничья...
В 1553 г. войска Такэда вторглись во владения Кэнсина и началась война, длившаяся одиннадцать лет.
Как говорится, нашла коса на камень — и Сингэн, и Кэнсин оказались блистательными военачальниками, не уступавшими друг другу ни в чем и открыто восхищавшимися друг другом.
С 1553 по 1564 г. они разыграли пять генеральных сражений при Каванакадзима.
Первые три битвы не принесли решающего успеха ни одной из сторон, и тогда один из старейших сподвижников Сингэна, семидесятилетний мастер военной стратегии Ямамото Кансукэ, чьи мудрые советы не раз приносили ему победу, разработал план четвертой битвы.
Согласно этому плану, войско Такэда, разделившись на несколько отрядов, должно было зажать превосходящие силы Уэсуги в клещи, а стремительная атака кавалерии завершить разгром.
Однако мудрый Кэнсин сумел разгадать планы Сингэна и, умело маневрируя, расположил свои войска так, что хитроумный план Ямамото Кансукэ оказался не только невыполнимым, но и явно проигрышным.
Армия Сингэна стала терпеть поражение, многие лучшие бойцы и командиры были убиты.
Сам Ямамото Кансукэ, считавший себя главным виновником неудачной атаки, вскочил на коня и с копьем наперевес бросился в гущу самураев Уэсуги. Он успел повергнуть многих противников, когда был смертельно ранен выстрелом из аркебузы; старый воин ушел из жизни в лучших традициях самурайства — совершив почетное сеппуку.
Войска Такэда стали отступать, и во время отчаянной рубки на мечах пал младший брат Сингэна, Нобусигэ.
Одному из отрядов Уэсуги удалось прорваться к ставке самого Сингэна, и в бой вступили его личные телохранители, выставившие вокруг своего полководца стену из копий. Враги сшиблись, началась отчаянная рубка.
Увлеченные боем, самураи-телохранители Сингэна не заметили, как к нему прорвался один лихой всадник в белой монашеской накидке на голове. Это был сам Уэсуги Кэнсин.
Кэнсин длинным мечом нанес Сингэну несколько ударов. Сингэн в этот момент сидел, как подобает полководцу, на маленьком складном стуле, с тяжелым металлическим жезлом-веером в руках.
Кэнсин успел нанести десять ударов, три из них пришлись по панцирю Сингэна, а семь он успел отбить, не поднимаясь на ноги, своим военным веером.
Подоспевший самурай-телохранитель атаковал Кэнсина копьем яри, но острие скользнуло по панцирю и ранило коня. Конь встал на дыбы и отскочил в сторону.
В этот момент прибежали и другие телохранители, они еще раз ранили лошадь Кэнсина, и обезумевшее от боли животное унесло Кэнсина прочь. Сингэн был лишь легко оцарапан мечом своего противника.
Самураи Такэда оправились от первоначальной неудачи, и битва продолжалась с переменным успехом.
В конце концов Сингэну удалось перегруппировать свои войска. Подошедший к полю битвы кавалерийский отряд Такэда с тыла атаковал позиции Кэнсина, расстроив ряды его самураев, и тот был вынужден отступить, оставив поле боя за Такэда.
После сражения самураи Сингэна поднесли ему более трех тысяч неприятельских голов.
Поединок Кэнсина с Сингэном, во время которого оба полководца продемонстрировали абсолютное бесстрашие и самообладание, вошел в историю самурайства как яркое проявление истинного самурайского духа на фоне начавшегося упадка старинной самурайской традиции.
На гравюрах, в доспехах Такэда, в монашеском одеянии Уэсуги. Обратите внимание на крестик в его руке. В те времена многие князья были в Японии христианами. Это станет преследоваться только в эпоху Эдо.
Наш сайт, посвященный японскому фехтованию http://katanaclubmaster.com
Наш сайт, посвященный занятиям Спочан - спортивной чанбарой.
http://chanbara-rus.com
#katanaclub #самураи #япония #катана #спочан #спортивнаячанбара #чанбара#катана #фехтование #фехтованиемеч #японскиймеч #katana #samurai#japansword #samuraisword #рубкамечом #рубкакатаной#японскиемечи#самураи #мечикатана #мечсамурая #катанасамурая#знаменасамураев #такэдасингэн #уэсугакенсин #уэсуга #такэда #сэнгоку#самураи #битвасамураев #кинопросамураев #киносамураи