Неудобное расписание турниров вынудило меня взять небольшой перерыв. Это не значит, что я не смогу сделать вклад в развитие себя как судьи — у меня появилась возможность описать и обдумать полученный мною опыт и сделать некоторые практические и теоретические выводы о том, как судить лучше и эффективнее.
EPTQ в Hobby Games. 28 июля.
Совсем небольшой турнир на пятнадцать человек. Продавец пожаловался, что WER не дает ему зарегистрировать себя на турнир, ведь EPTQ нет в списке Premier-турниров в MTR. Посовещавшись с чатиком судей, объяснил ему, что это все таки премьерный эвент. Печальному продавцу пришлось запустить турнир как есть.
Интересные случаи
1. Игрок разыгрывает Blink of an Eye с кикером в существо оппонента. После взятия карты за кикер игроки заметили, что при оплате кикера не была заплачена синяя мана и позвали меня. Игрок, разыгравший Blink попросил меня "откатить кикер". В руке у игрока был полезный спелл и две земли, и игрок уверял меня, что он потянул спелл. Несмотря на его щедрость, я поступил согласно JAR'у, положив случайную карту на верх колоды.
Вывод: JAR умный, JAR плохого не посоветует. Я долгое время не был уверен в своем рулинге (ведь регулярчик! и игрок поддается, хочет чтобы по-честному было!), но потолковав с другими судьями, понял что поступил правильно и избежал возможных обвинений в подсуживании.
2. Зритель подходит ко мне и шепчет: "Вон за тем столом второй ход подряд атакуют Хазорет с двумя картами в руке". Подойдя к столу, я спросил у игроков, что у них происходит. В ответ контроллер Хазорета говорит оппоненту: "Ну тогда я ещё Шок разыграю", на что оппонент сказал: " ОК, там эта Хазорет все равно ни на что не влияла". Ошеломлённый, я молча отошел от стола, оправдав свое невмешательство регулярным УПП и спокойствием обоих игроков.
Вывод: а вот тут я был совершенно не прав. Увидев явную дичь и самодельные рулинги, я должен был немедленно вмешаться и исправить ситуацию.
3. Топ 8, финал. Финалисты А и Б сидят за столом, я собираюсь начать раунд. Игрок А предлагает Б выйти "поболтать" перед матчем. Игрок Б отказывается. Игрок А предлагает снова. Я не выдерживаю и спрашиваю: "Это попытка подкупа?" Игрок А снова отказывается, и матч начинается.
Вывод: мне повезло, что игрок Б не поддался на уговоры А. Перед матчем (а ещё лучше - перед последним раундом швейцарки и перед первым раундом на вылет) следовало предупредить игроков о наказании за подкуп и разъяснить, что делать при получении такого предложения.
PPTQ Limited в Гарцующем Дредноуте. 4-5 августа.
Первые турниры с Соревновательным УПП. Главный судья — Ирина Самонова. Турнир прошел неплохо, но в первый день часто приходилось бегать к Ирине советоваться - сказывалось отсутствие опыта. Также с нами была Настя Рожкова, научившая делать декчеки полькой.
Интересные случаи
1. Игрок тянет карту за ход, потом зовет судью и показывать на Fountain of Renewal: "Можно мне жизнь получить?" Задумавшись над OoOS и пропущенными триггерами, я пошел советоваться к Ирине. Она порулила ситуацию как пропущенный триггер.
Вывод: ограничения для OoOS описаны в MTR весьма четко, и подобная ситуация явно туда не подходит.
2. Игрок зовет судью с Vivien's Invocation в руках и с вопросом: "Могу ли я разыграть Disprerse в респонс на дэмедж?" Я не знал что мне делать: то ли открывать Газерер, потому что русскоязычные карты я воспринимаю плохо, то ли продолжать говорить с игроком, потому что я не был уверен, что он имеет в виду, и запаниковал. Пришедшая на подмогу Ирина разрулила ситуацию.
Вывод: эта ошибка будет встречаться и далее: я вечно куда-то тороплюсь и забываю, что мое время неограниченно, а время игроков всегда может быть мною добавлено.
PPTQ Modern в Единороге. 11 августа.
Главный судья - Евгений Брызгалов. После двух дней интенсивных декчеков я попросился попастись в поле, тем более что джаджколы на любимом формате я ну никак не мог пропустить.
Интересные случаи
1. Игрок хочет поскраить на два, случайно смотрит на три верхних карты и зовет судью. Оба игрока утверждают, что порядок карт в наборе не был изменён, и я уже хотел рулить как LaEC, но сначала поговорил с Женей. Тот подошёл к столу и разрулил ситуацию как HCE, после чего объяснил мне разницу между этими нарушениями.
Вывод: если карта из библиотеки была перенесена в набор с закрытыми картами, то это HCE, как бы игроки не были уверены в порядке карт.
2. Я сажусь возле стола, где игроки А и Б начинают игру. Игрок А смотрит, как Б тасует колоду А и гневным тоном требует обращаться с его картами осторожнее. Б жалуется мне на психологическое давление, А жалуется на риск порчи карт, оба хотят чтобы я что-то сделал с их оппонентом. Я требую продолжить игру и нянчу их весь матч, разрешая все споры на месте.
Вывод: я поступил правильно, не оставив их наедине и не позволив конфликту разрастись. На турнирах с меньшим количеством судей я мог бы попросить кого-нибудь из зрителей посидеть за игроками и звать меня в нештатных ситуациях.
EPTQ в Портале. 12 августа.
Пройдя через некоторое количество огня и воды, на небольшом турнире я чувствовал себя гораздо увереннее чем раньше, и день прошел почти без проблем.
Интересные случаи
1. Топ 8, финал. Игроки А и Б играют первую игру. Игрок А тянет карту и зовет меня: "Джадж, я отсайдиться забыл." Я применил фикс по JAR.
Вывод: в этой ситуации было очевидно, что игрок не отсайдился - он вытянул Chandra's Defeat против красной колоды. Но что делать в менее очевидных случаях? Следовательно, на EPTQ нужно собирать деклисты перед турниром.
PPTQ Модерн в Портале. 18 августа.
Главный судья - Лев Котляр. Турнир проходил (почти) спокойно, и Лев был в основном занят тем, что гонял меня по правилам и задачкам.
Интересные случаи
1. Игроки зовут судью. Ситуация: разыгранного с Cavern of Souls эльфа успешно вернули в руку Remand'ом, и ошибка была замечена лишь спустя ход. Я задумался о применимости частичного исправления и пошел советоваться со Львом. Лев показал, что частичное исправление здесь неприменимо, и я мог либо откатить (на это Лев мне дал разрешение) либо оставить как есть. Я решил оставить, и после этого Лев рассказал мне о приоритетах исправлений.
Вывод: откат, и тем более откат с тремя взятиями карты, нужно делать только в крайнем случае, и рассмотренный случай таковым не являлся.
2. За столом играют А и Б. А взрывает фечку, находит землю, кладет ее на стол, думает несколько секунд с колодой в руках, потом заменяет землю на другую из колоды и тасует. Б зовет судью и спрашивает о легальности таких действий, я отвечаю, что все в порядке. Матч продолжается.
Спустя несколько минут игрок А зовет судью: "Мой оппонент пропустил триггер Конфиданта, а ведь в этой ситуации это точно вредный триггер! Накажите оппонента!" Говорю, что триггер полезный и что оппонент не будет наказан. Игрок апеллирует, я иду ко Льву:
– Что случилось?
– Да вот, триггер Конфиданта пропустили, игрок недоволен.
– А ты предложил в стек добавить?
И правда, не предложил, такая "мелочь" из головы вылетела. Идем к столу, Лев предлагает добавить триггер в стек. К нашему удивлению, А отказывается. При разговоре тет-а-тет выясняем, что он просто хотел, чтобы его оппонента наказали за ошибку, потому что он на него до сих пор злится из-за случая с фечкой. К тому же игрок игрок начал обвинять оппонента в читерстве.
Порулили: Б не читер, просто нервничает и забывает про триггеры. Только отошли от стола, крик: "ДжааААадж, ну он опять пропускает!" Б, испугавшись, показывает карту из руки, так что рулим HCE.
Вывод: на втором джаджколле с этого стола я и забыть успел про ситуацию с фечкой, и подумать не мог, что обида на предыдущий джаджколл могла вызвать такую реакцию. Будь я на месте Льва, я мог бы и не догадаться поговорить с игроком один на один после того как он отказался помещать триггер в стек. Следовательно, нужно не стесняться говорить с игроками, особенно если их поведение необычно.
PPTQ Limited в Единороге. 25 августа.
Главный судья — Егор Никитин. Турнир обещал быть несложным: сет вышел уже больше месяца спустя, и игроки имели достаточный опыт. В начале турнира была небольшая заминка — Егор говорил довольно тихо и без микрофона, а я побоялся занять его место, так как не был уверен, что нужно делать. Следовательно, нужно заранее расписать план выступления перед игроками и записать необходимые фразы.
В конце дня я впервые коллил драфт. Все проходило хорошо и бодро, но один из игроков в какой-то момент запутался и у него на столе оказалась карточка неизвестного происхождения. Как только я увидел что что-то не так, я остановил секундомер, а Егор разобрался с картой, пересчитав драфт игрока и содержимое бустера. Больше этот день ничем не выделился.
EPTQ в Единороге. 26 августа.
Это первый турнир, на котором я самолично управлял эвентом в WER'е. Я имел небольшой опыт с этой шайтан-машиной после предыдущего турнира, где Егор позволил мне вбивать результаты матчей, так что вбить игроков, запустить турнир и распечатать паринги проблемой не было. Проблемы начались, когда после запуска турнира ко мне подошел ТО: "Кирилл, погоди, тут еще три человека пришли." Хорошо, что продавец Ксения разбиралась в WER: она показала как добавлять игроков после начала турнира, перепаривать раунды и заодно как добавлять эвенты в расписание. Не считая заминки в начале, турнир прошел гладко.
RPTQ Стандард в Единороге. 2 сентября.
Главный судья — Лев Котляр. В целом турнир прошел нормально, но один случай дал мне ясно понять, что нервам и спешке здесь не место. Расскажу о нем поподробнее.
Лев сидит у стола игроков А и Б и в конце раунда просит меня подменить его. По окончанию раунда я засекаю дополнительное время, потом сообщаю о конце раунда.
Идут ходы. Игрок А передает ход, Б растапывается, тянет карту за ход и думает. В этот момент А протягивает мне руку: "Джадж, у меня восемь карт." Я собираюсь записать нарушение в слип, когда замечаю, что у него уже есть два GRV за этот раунд. Скрепя сердце, сообщаю ему о проигранной игре. А пожимает руку Б, я же отправляюсь на судейскую станцию сообщить Льву об апгрейде. Обсудив ситуацию с ним и Сашей Григорьевым, решили апгрейдить и дальше.
Начинается следующий раунд, игрок А играет против Егора Никитина, я стою у стола. А разыгрывает Vraska's Contempt в существо Егора, не тапнув земель. Егор помещает существо в изгнание, А думает дальше. Мне на ухо начинает шептать зритель, спустя несколько секунд я теряю терпение: "За какие ресурсы был разыгран Контемпт?" Игрок подпрыгивает: "А, ну да!" — и поворачивает четыре земли. Я говорю игрокам продолжать играть, пока я посоветуюсь с ГС. Лев подтверждает апгрейд, я возвращаюсь сообщить о нем игрокам.
Скажу честно: я вообще не помню, что сказал игрокам вначале. Помню лишь, что А покосился на меня как на прокаженного, а Егор сказал: "Кирилл, без обид, но даже я ничего не понял." С трудом взяв себя в руки, повторяю свою мысль: третье нарушение правил игры ведет к проигрышу игры. А апеллирует Льву: "Ведь наказания сбрасываются между раундами!" Лев объясняет ситуацию, А пожимает руку Егору и дропается с турнира.
Вывод: моя нервозность и спешка снова меня подводят. Мне следовало спокойно поговорить с игроком о предстоящем наказании, а при подтверждении апгрейда нужно было остановить игру — мы никуда не торопимся, пять/десять минут паузы помогут лучше разобраться с ситуацией и не помешают турниру. И снова, следует иметь в голове набор заготовленных фраз на подобный случай.
EPTQ Finals, конференц-зал Экспо. 23 сентября.
Главный судья — Алексей Чернышов. Это мой турнир с feature-матчами, но с ними проблем не возникло. В этот день я делал декчеки заметно быстрее чем раньше: формат стал более знакомым да и опыт какой-то появился. После джаджколла с Deck Problem, на который отвечал Арман, обсудил с ним фиксы этой проблемы в различных ситуациях, и оба узнали что-то новое (я узнал о том, что GL выдается куда реже, чем думал раньше, Арман узнал, что DP во время муллигана всегда фиксится с форс-муллиганом, даже если копий карт из сайдборда нет в основной колоде). В остальном день прошел спокойно.
GRN Prerelease в Единороге. 30 сентября.
Главный судья — Алексей Чернышов. Это был, пожалуй, самый веселый турнир, и впервые я судил действительно регулярный турнир: EPTQ не в счет, так как там игроки в конечном счете сражаются за квалификацию на Про Тур. Поэтому когда я сказал Насте о том, что я отказал мальчику лет 10-12 в помощи по сбору колоды, она сделала такие круглые глаза, что мне даже стало стыдно.
Вывод: на регулярчике нужно в первую очередь создавать дружелюбную атмосферу, и только потом соревновательную. Для состязания и строгости в правилах есть Соревновательный УПП.
Благодарности
Если вы читаете здесь, то либо вы внимательно прочитали эту статью, либо устали от моего графоманства и пролистнули вниз.
Во-первых, большое спасибо всем судьям, с которыми мне довелось поработать, в частности:
– Александру Григорьеву, за сертификацию;
– Ирине Самоновой, за великолепные статьи, с которых я и начал судейство;
– Анастасии Рожковой, за обучение декчекам и прочим механическим сторонам судейства;
– Льву Котляру, за советы в теоретической области судейства.
Во-вторых, спасибо вам за прочтение этой статьи. Надеюсь, судьям-новичкам будет что почерпнуть отсюда, а судьям поопытнее станет понятнее, где новички могут ошибаться. До встречи на турнирах!