Мы не можем похвастаться мyдpостью глаз и yмелыми жестами pyк
Hам не нyжно все это, чтобы дpyг дpyга понять
Сигареты в pyках, чай на столе - так замыкается кpyг
И вдpyг нам становится стpашно что-то менять
Кино "Хочу перемен"
Сегодня достаём с полки альбом группы Кино "Последний герой" 1989 года.
Как вы считаете, что важнее в песнях Кино - музыка или тексты? С одной стороны, в русском роке всегда главным считались именно стихи, но, как мне кажется, секрет успеха Кино заключался не только в сильных текстах Цоя, но и в отличных узнаваемых мелодиях, не теряющих своей силы даже будучи сыгранными под раздолбанную гитару. Более того, очарование песен Кино, пожалуй, именно в их дворовости и неприглаженности, а от обработки в студии они только проигрывают. Ярким примером тому является французский альбом "Последний герой", который сами музыканты называли "скучным, вымученным и сухим". Давайте послушаем этот самый профессиональный альбом группы Кино.
История альбома
Как вообще так вышло, что группа Кино вдруг выпустила альбом во Франции? Где, спрашивается, Франция, и где советская группа Кино? Начало всей этой истории положила Джоанна Стингрей, американская певица и тусовщица, принимавшая самое активное участие в жизни тогдашнего советского андерграунда. В 1986 году авантюристка Стингрей контрабандой вывезла из СССР записи групп Аквариум, Алиса, Кино и Странные Игры и издала их в США в виде двойной пластинки "Red Wave". После чего на Западе реально вспыхнула "красная волна" интереса к советской рок-музыке.
Пока МинКульт раздумывал "пущать или нет" рок в народ, в Европе уже начали выходить первые записи советских рокеров. Среди прочего, во Франции в 1987 году был выпущен сборник "Rocking Soviet", включающий песни разных групп из СССР и, в том числе, две песни Кино: "Мама Анархия" и "Электричка". С этого, собственно, и началась французская история Кино.
А началась она с недовольства Цоя :) Придирчивого лидера Кино сборник "Rocking Soviet" разочаровал - в частности из-за того, что его песни были размещены на пластинке вперемешку с треками групп Телевизор и Центр, которые ему не нравились. Для Цоя эталоном оставалась американская компиляция "Red Wave", где его песням была отведена отдельная сторона виниловой пластинки. И тогда Жоэль Бастенер, атташе посольства Франции в СССР, который занимался вопросами советско-французского сотрудничества в области культуры, предложил Цою издать во Франции полноценный альбом.
Ну то есть как "предложил". Сами музыканты говорили позже, что это был "заказ от французов". К слову, речь шла не о выпуске нового альбома - на пластинку должны были войти разные старые песни группы, по нормальному записанные, плюс кое-какие свежие вещи, уже успевшие стать известными. Короче, сборник хитов, предназначенный для ознакомления зарубежной публики с творчеством Кино. Французы взяли на себя все вопросы по изданию альбома, а киношникам нужно было только предоставить записанный материал.
Пошли по привычному пути: собрались на квартире у Густава в Купчино да и записали всё, как обычно - на портастудию, да на кассетку. Принесли французам, а они в ответ: "Вы что, издеваетесь?" :) То, что было вполне годным для подпольного советского самиздата, для европейской записи, которую собирались выпускать аж на правительственном уровне (атташе по культуре и всё такое) не покатило. Требовалось перезаписать всё на профессиональном уровне, в нормальной студии. К счастью, как раз в конце 1988 года Кино арендовали студию Валерия Леонтьева в Москве, где сели записывать свой новый альбом "Звезда по имени Солнце".
К Новому 1989 году работа над "Звездой" была полностью закончена, а в январе музыканты вернулись в студию и за 10 дней записали материал для французского альбома, который и передали Бастенеру. Сведение делалось на студии "Studio du Val d’Orge" в Париже. Вообще, весь 1989 год у киношников получился "европейским". Сразу после окончания работы в студии группа впервые отправилась за рубеж - в Данию, где 12 января выступила на фестивале "Next Stop", собиравшем средства в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении в 1988 году. Сохранилась даже видеозапись с этого концерта:
Ну а в апреле того же года Кино впервые поехали во Францию, где дали концерт на фестивале популярной музыки "Le Printemps de Bourges" ("Весна в Бурже") в городе Бурже. Как раз в то же время подоспел и альбомчик - в апреле 89-го пластинка под названием "Le Dernier Des Heros" ("Последний герой") появилась в продаже во французских музыкальных магазинах.
Мнения по поводу успеха Кино на Западе были разными, как с одной, так и с другой стороны: кто-то говорил про феномен Цоя и мощнейшую энергетику, а кто-то называл группу "бледной копией The Cure". Самим киношникам в их зарубежном опыте тоже далеко не всё понравилось. Но, как бы там ни было, альбом "Le Dernier Des Heros" является важной "европейской" вехой в истории Кино и переходом группы на очередной, более высокий уровень.
Песни
На альбом "Последний герой" вошло 10 песен, слова и музыку ко всем композициям написал Виктор Цой. Как я уже сказала, данная пластинка является сборником перезаписанных заново старых песен Кино. В основном сюда вошёл материал с альбома "Группа крови" (5 песен), а также 1 песня с альбома "45", 2 песни с альбома "Начальник Камчатки" и 1 вещь с последнего на тот момента альбома "Звезда по имени Солнце".
Единственной новой (относительно) вещью на этой компиляции стала культовая "Хочу перемен". Она уже прогремела после выхода фильма Сергея Соловьёва "Асса" в 1987 году, и даже была выпущена на виниловой пластинке с саундтреком к картине, но на альбоме Кино издавалась впервые.
Пеpемен тpебyют наши сеpдца
Пеpемен тpебyют наши глаза
В нашем смехе и в наших слезах и в пyльсации вен
Пеpемен, мы ждем пеpемен
Кино "Хочу перемен"
В представлении эта вещь не нуждается - она является не только одним из самых известных хитов Кино, но и своеобразным гимном перестройки. Более того, позже её неоднократно использовали самые разные политические силы, да и по сей день используют. Однако, сам Цой неоднократно говорил, что не вкладывал в эту песню никакого политического или социального подтекста, а имел в виду исключительно призыв к внутреннему миру человека: "Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя". Да и остальные музыканты Кино с раздражением высказывались о политических спекуляциях на этой вещи.
Ещё один яркий хит на сборнике, давший ему название - это, конечно, "Последний герой". Эта песня ранее уже выходила сначала на альбоме "Начальник Камчатки" в 1984 году, а затем на пластинке "Ночь" в 1986 году, в более быстрой и агрессивной аранжировке. На французском сборнике песня пережила своё очередное перерождение, и даже можно сказать, что именно версия 1989 года является канонической, которую крутят по радио и включают в сборники лучших хитов. Но на мой взгляд лучшим остаётся вариант с альбома "Ночь", а французской версии не хватает задора, несмотря на более богатую аранжировку.
Ты хотел быть один, это быстро прошло
Ты хотел быть один, но не смог быть один
Твоя ноша легка, но немеет рука
И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака
Кино "Последний герой"
Что касается самых старых песен, которые вошли на сборник, то это "Электричка" с дебютника "45" и "Троллейбус" с "Начальника Камчатки". Меня всегда удивляло присутствие здесь "Электрички", так как лично мне эта вещь кажется жутко унылой, но, как ни странно, именно эта песня, по сути, и стала предпосылкой выпуска альбома Кино во Франции. Ещё во времена выхода сборника "Rocking Soviet" она попала в ротацию французских радиостанций и очень полюбилась слушателям, после чего Жоэль Бастенер и обратил внимание на Кино. Но мне она всё равно не нравится, а аранжировка французской версии какая-то совсем нудная.
Я вчера слишком поздно лёг, сегодня рано встал
Я вчера слишком поздно лёг, я почти не спал
Мне, наверное, с утра нужно было пойти к врачу
А теперь электричка везёт меня туда, куда я не хочу
Кино "Электричка"
А вот "Троллейбус" здесь получился очень хорошо, куда удачнее, чем первоначальный вариант на "Начальнике Камчатки". К слову, французы явно считали эту вещь одной из самых многообещающих на сборнике, поскольку включили её на обратную сторону сингла "Maman", который выпустили в поддержку сборника "Le Dernier Des Heros". В качестве же заглавной песни на данный сингл вошла, собственно, "Maman" или "Мама, мы все тяжело больны" с альбома "Группа крови". Французская версия песни более быстрая, чем оригинал.
Через день будет поздно
Через час будет поздно
Через миг будет уже не встать
Если к дверям не подходят ключи
Вышиби двери плечом
Кино "Мама, мы все тяжело больны"
Между прочим, что касается "Группы крови", то во время работы над сборником "Последний герой" Кино записали англоязычный вариант этой песни под названием "Blood type", однако на сборник она почему-то не вошла. Эта версия была издана только в 2002 году на сборнике "Последние записи".
С альбома "Группа крови" на сборник также попали песни "Война", "В наших глазах" и "Спокойная ночь". На мой взгляд, оригинальные версии этих песен звучат ярче, а французские варианты получились несколько глуховаты и выдержаны в более депрессивном стиле, близком по духу к альбому "Звезда по имени Солнце" (неудивительно, ведь они записывались чуть ли не одновременно с ним). Особенно это касается вещи "Спокойная ночь", которая на сборнике "Последний герой" лишилась своей торжественности и стала более угрюмой и растянутой.
Интересно, что песня "Печаль", по сути, впервые была издана на этом сборнике, поскольку альбом "Звезда по имени Солнце" к тому времени ещё не вышел. Аранжировки очень похожи, но мне всё-таки больше нравится, как голос Виктора звучит в той версии, которая вошла на "Звезду". Может как раз это имел в виду звукорежиссёр Михаил Кувшинов, когда говорил, что голос Цоя "не звучал" при записи на профессиональный микрофон и поэтому они всё перезаписали на любительский. А для "Последнего героя" всё записывалось со строгим соблюдением требований стандартов звукозаписи. Возможно, Кино были не той группой, которую стоило вписывать в какие-то стандарты.
А вокруг - благодать, ни черта не видать
А вокруг - красота, не видать ни черта
И все кричат: "Ура!", и все бегут вперёд
И над этим всем новый день встаёт
Кино "Печаль"
Издания
Альбом "Le Dernier Des Heros" был выпущен в 1989 году во Франции, на виниле и компакт-диске. Изданием занималась компания "Volya Productions", основанная Жоэлем Бастенером, который и был инициатором записи французского альбома Кино. Релиз осуществил лейбл "Off The Track Records". Макет обложки альбома делали Виктор Цой и Георгий Гурьянов, но финальное оформление было сделано во Франции художником Романом Слокомбом на основе этого макета, а также обложки альбома "Группа крови". В результате получился похожий супрематический футуристический дизайн. Кстати, Слокомб оформлял и упомянутый выше французский сборник "Rocking Soviet".
Винил вышел с оригинальной белой обложкой, сделанной Слокомбом, задняя сторона конверта зелёная с чёрно-белыми фотографиями музыкантов Кино. Издание включало вкладыш с текстами всех песен с альбома на французском языке. Эта пластинка сегодня является раритетом и цена на неё может достигать от 5 до 10 тысяч рублей и выше, в зависимости от состояния.
Французское издание на компакт-диске также вышло с обложкой, сделанной Слокомбом, и включало 12-страничный буклет с текстами всех песен на французском языке, сам CD был "золотым". Диск является ещё большей редкостью, чем пластинка - были даже случаи продажи данного CD за 50 (!) тысяч рублей в идеальном состоянии. Возможно, это самое редкое и дорогое издание Кино из существующих.
В поддержку альбома "Le Dernier Des Heros" во Франции также был выпущен сингл "Maman", включающий 2 песни: "Мама, мы все сошли с ума" и "Троллейбус". Винил вышел в конверте с супрематическим оформлением, похожим на альбомное, сделанное тем же Романом Слокомбом. Любопытно, что на обложке данного сингла присутствует портрет некой женщины - это Анна Рубинштейн, первая жена писателя Эдуарда Лимонова. К группе Кино она не имеет никакого отношения, но Лимонов был приятелем Слокомба и художник таким образом, видимо, подшутил над другом. Как и остальные французские издания, сингл "Maman" является раритетом, цена на него достигает 40 тысяч рублей.
В 1991 году альбом "Последний герой" был впервые выпущен на виниле в России, на лейбле "Russian Disc". Оформление пластинки было точно таким же, как у французского издания, только на обложку был добавлен логотип лейбла и совсем чуть-чуть отличался задник конверта. При этом все надписи на заднике и "яблоках" были на французском языке. Стоимость данного винила сегодня начинается от 500 рублей.
В 1994 году лейбл "Moroz Records" выпустил всю дискографию Кино на компакт-дисках, в том числе и альбом "Последний герой", который стал первым в этой серии и был издан даже чуть раньше остальных, в 1993 году. Диск вышел с оригинальной обложкой, сделанной Романом Слокомбом, но у данного издания все надписи на полиграфии (в том числе, название альбома на обложке) были впервые представлены на русском языке. CD включал вкладку с чёрно-белыми фотографиями Цоя.
В 1996 году "Moroz Records" выпустил на CD серию "Коллекция Кино", для которой был сделан специальный цифровой ремастеринг. Для альбома "Последний герой" из данной серии было подготовлено обновлённое оформление, а также диск включал 12-страничный буклет с текстами всех песен и фотографиями.
В 2012 году лейбл "Moroz Records" выпустил "Коллекцию Кино" на виниле. В том числе был переиздан альбом "Последний герой". Именно это издание присутствует на моей Полке с пластинками.
За основу для оформления винила была взята оригинальная белая обложка с супрематическим коллажом, сделанная художником Романом Слокомбом, только здесь, как и на российских СD-переизданиях, название альбома представлено на русском языке. Матовый конверт из плотного картона с частичной лакировкой.
Задняя сторона конверта зелёная, с чёрно-белыми фотографиями музыкантов и трек-листом альбома, повторяющая по оформлению задники всех предыдущих изданий альбома, только фотографию Виктора Цоя здесь почему-то заменили на другую. Внизу конверта список всех 8 альбомов, переизданных в рамках коллекции Кино на виниле, "Последний герой" выделен красным шрифтом.
На развороте отпечатаны тексты всех песен с альбома, цветная фотография Кино и большое концертное фото Виктора Цоя. Издание включает чёрный бумажный внутренний конверт с антистатической подкладкой, пластинка отпечатана на чёрном 180-граммовом виниле, "яблоки" оформлены в стиле обложки.
Пластинка изготовлена в Германии и выпущена тиражом в 1000 штук. Всего в серии "Коллекция Кино" вышло 8 пластинок - они продавались как отдельно, так и все вместе, упакованные в большой чёрный бокс с золотой надписью "Кино коллекция". Стоимость винила "Последний герой" сегодня - около 1500 рублей.
Новое виниловое издание "Последнего героя", как и остальные пластинки из "Коллекции Кино", получилось отличным. Но, на мой субъективный взгляд, было бы интереснее оставить каноническое оформление французского винила с французским текстом на обложке.
Георгий Гурьянов позже так отзывался об альбоме "Последний герой":
Мне эта пластинка совсем не нравится. Эти придурки старались копировать всё нота в ноту, получилось повторение, все как-то скучно, вымученно, сухо, причем мы не участвовали на сведении, и они там, эти рок-н-ролльщики французские, все загладили, затерли.
Как мне кажется, напрасно Густав ругал французов - не их вина в том, что эта пластинка получилась такой, как получилась. Цой сам настоял на сведении альбома во Франции, ну а европейские профи работали так, как они привыкли - по своим стандартам, и весьма высоким. Просто с группой Кино этот подход не сработал - она была слишком самобытна и вообще из иного культурного пространства. Сборник "Последний герой", на самом деле, очень наглядно демонстрирует, что иногда не стоит пытаться сделать лучше то, что и так хорошо. Тем не менее, это всё равно отличная качественная подборка самых громких хитов Кино.
Enjoy Listening!
Канал Полка с пластинками. Тёплый. Ламповый. Твой.