Колумб — личность известная. Даже современные школьники, затрудняющиеся с ответом, кто такой Берия или по какой причине Вождь мирового пролетариата находится на Красной площади, смогут связать определения Колумб и Америка. А некоторые, вероятно, расскажут грустную историю его жизни — жизни первооткрывателя без открытия, великого, бесстрашного, заблуждающегося… Поскольку, как заявляет Жюль Верн, не находись у Колумба этих трех качеств, он, возможно, не рискнул б одолеть необъятную морскую гладь и пойти на поиски земель, прежде упоминавшихся только в легендах и сагах.
История Колумба — это нескончаемая хроника загадок. Сомнению подвергается совершенно все без исключения — дата его появления на свет, его происхождение и город, где он появился на свет.
Колумб появился на свет в семье ткача, Доменико Коломбо, который в то же время вел торговлю сыром и вином. О материальном состоянии семьи и о не совсем честном отце морехода говорит конфуз, случившийся во время свадьбы сестры Христофоро Бьянкинетты. Муж дочери, продавец сыром, обвинил отца Колумба в том, что тот не дает приданое, обещанное за дочерью. Нотариальные акты того периода доказывают, что состояние семьи на самом деле было тягостным. В особенности большие расхождения с кредиторами появились из-за дома, где они поселились через 4 года уже после появления на свет Христофоро.
Несмотря на то Христофоро провел детские годы за отцовским ткацким станком, круг интересов мальчишки были ориентированы в иную сторону. Наибольшее впечатление на детей производил порт, где толклись и перекрикивались люди с различным цветом кожи, в бурнусах, кафтанах, европейском наряде. Ранее в 14 лет он плавал юнгой в Портофино, а позднее и в Корсику. В то время на лигурийском прибережье наиболее популярной формой торговли был натуральный обмен. Доменико Коломбо также принял участие в нем, а сын поддерживал: сопровождал маленькое с латинской оснасткой судно, груженое материями, в лежащие вблизи торговые центры, а оттуда привозил продукты и напитки.
В Лиссабоне он повстречал девушку Фелипу Мониз да Перестрелло и сразу повенчался в ней. Для Колумба данный брачный союз стал счастливым жребием. Он вступил в авторитетный португальский дом и породнился с людьми, которые принимали самое прямое участие в иностранных путешествиях, организованных принцем Генрихом Мореплавателем и его наместниками. Папа Фелипы в юности был причислен к свите Генриха Мореплавателя. Первооткрыватель получил допуск к разным бумагам, в которых была запечатлена хроника португальских плаваний в Атлантике. Зимой 1476–1477 лет Колумб оставил супругу и двинулся в Великобританию и Ирландию, в 1478 г. он очутился в Мадейре. Начальную школу практической навигации Колумб прошел в Порто-Санто и в Мадейре, странствуя к Азорским островам, а далее закончил курс морской науки в гвинейских экспедициях. В время досуга он изучал географию, арифметику, латынь, однако только в той мере, в какой это было нужно для его чисто практических целей. Колумб признавался, что не очень искушен в науках.
Но в особенности потрясла воображение юного моряка книга Марко Поло, в которой говорилось о покрытых золотом замках Сипангу (Япония), о роскоши и ярком свете двора знаменитого хана, о родине пряностей — Индии. Первооткрыватель не колебался, что Земля имеет форму шара, однако ему представлялось, что шар этот значительно меньше, нежели в самом деле. Вот почему он предполагал, то что Страна восходящего солнца располагается относительно неподалеку от Азорских островов.
Колумб принял решение проникнуть в Индию западным путем и в 1484 г. рассказал о своем проекте португальскому королю. Идея Колумба был простой. В основе его были 2 посылки: одна совершенно правильная и один совершенно ошибочная. 1-ая (правильная) — о том, что Земля есть шар; и 2-ая (ошибочная) — о том, что большая часть поверхности Земли захвачена сушей — общим массивом 3-х континентов, Азии, Европы и Африки; наименьшая — морем, в силу этого расстояние между западными берегами Европы и восточной оконечностью Азии не слишком велико, и за недолгое время возможно, придерживаясь западным путем, достигнуть Индии, Японии и Китая — это соответствовало географическим взглядам эпохи Колумба.
Мысль о реальности подобного плаванья высказывали Аристотель и Сенека, Плиний Старший, Страбон и Плутарх, а в средние века концепция Единого Океана была освящена религией. Её принимали аравийский общество и его знаменитые географы: Масуди, ал-Бируни, Идриси.
Живя в Португалии, Колумб предложил собственный план королю Жуану II. Случилось это в конце 1483 либо в начале 1484 годы. Время для преподнесения плана было подобрано не очень успешно. В 1483–1484 годы Жуан II меньше всего думал об отдаленных экспедициях. Монарх гасил мятежи португальских магнатов и расправлялся с заговорщиками. Он придавал огромную роль последующим открытиям в Африке, однако Атлантическими плаваниями в западном направленности увлекался гораздо меньше.
История переговоров Колумба и короля Жуана II не очень ясна. Установлено, то что в плату за собственные услуги Колумб запросил невероятно много. До неприличия много. Столько, сколько до него ни один смертный не просил у венценосцев. Он требовал звание Главного адмирала Океана и дворянское титул, пост вице-короля новооткрытых территорий, десятую часть прибыли с данных землель, 8 долю барышей с предстоящей торговли с новыми государствами и золотые шпоры.
Все без исключения эти требования, помимо золотых шпор, он ввел впоследствии в свой договор с испанской королевой. Король Жуан никогда не принимал необдуманных решений. Он передал предложение Колумба «Математической Хунте» — небольшой лиссабонской академии, в которой заседали выдающиеся эксперты и арифметики. В точности неясно, какое заключение вынес комитет. В любом случае, оно было негативным — это произошло в 1485 г.. В тот же год скончалась супруга Колумба, и резко усугубилось его материальное состояние.
Летом 1485 года он принял решение выехать с Португалии в Кастилию. Первооткрыватель брал с собою 7-летнего сына Диего и отправил брата Бартоломео в Великобританию в надежде, то что тот привлечет проектом западного пути Генриха VII. Из Лиссабона Колумб двинулся в Палое, для того чтобы в смежном городке Уэльве пристроить к членам семьи супруги Диего. Забитый продолжительными путешествиями, с маленьким ребенком в руках, Колумб принял решение запросить убежище в монастыре, около которого силы полностью оставили его. Таким образом Колумб угодил в монастырь Рабиду и в порыве откровения излил душу настоятелю Антонио де Марчена — могущественному человеку при испанском дворе. План Колумба поверг Антонио в восхищение. Он предоставил Колумбу рекомендательные письма к приближенным королевской семьи — у него были при дворе связи.
Окрыленный горячим приемом в монастыре, Колумб устремился в Кордову. Далее временно пребывал при королевском дворе.
Но и в Испании Кристобаля Колона (так именовали Колумба в Испании) ждали длительные года нужды, унижений и разочарований. Королевские советники находили план Колумба невозможным.
Кроме этого, все силы и внимание испанских правителей были поглощены войной с остатком мавританского господства в Испании — небольшим мавританским государством в Гренаде. Первооткрыватель получил отказ. Тогда он предложил свой план Великобритании, а затем вновь Португалии, однако нигде его не принимали серьезно.
Лишь после того как испанцы взяли Гренаду, Колумбу после продолжительных морок получилось получить в Испании 3 маленьких корабля для собственной поездки.
С невероятным трудом он подобрал команду, и, в конечном итоге, 3 августа 1492 года небольшая эскадра покинула испанский порт Палое и устремился на запад в поисках Индию.
Море было спокойным и пустынным, дул попутный ветер. Так судна шли более месяца. 15 сентября Колумб и его спутники заметили вдалеке зеленоватую полосу. Однако их радость вскоре сменилась огорчением. Это не была долгожданная территория, так начиналось Саргассово море — гигантское скопление водорослей. 18–20 сентября мореплаватели заметили косяки птиц, летевших на запад. Они обрадовались, решив, что земля совсем близко. Однако и в этот раз странников ожидало разочарование. Личный состав стал беспокоиться. Для того чтобы не пугать людей дальностью пройденного расстояния, Колумб начал преуменьшать в судовом журнале преодоленный путь.
11 октября в десять часов вечера Колумб, с жадностью глядевший в ночную темноту, заметил мелькавший вдали свет, а с утра 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана прокричал: «Земля!» На суднах убрали паруса.
Перед путниками был незначительный островок, обросший пальмами. Вдоль берега по песку уходили голые люди. Первооткрыватель надел на латы алое платье и с королевским флагом в руках сошел на берег Нового Света. Это был остров Ватлинг из группы Багамских островов. Туземцы называли его Гуанагани, а Колумб именовал Сан-Сальвадором. Так была открыта Америка.
Впрочем, Колумб вплоть до конца жизни был убежден, что никакого «Нового Света» он не открыл, а обнаружил только путь в Индию. И с его легкой руки туземцев Нового Света начали именовать индейцами. Туземцы вновь открытого острова были долговязые, красивые люди. Они не носили одежд, тела их были разноцветно раскрашены. У отдельных туземцев в носах были продеты сияющие палки, повергнувшие Колумба в восхищение: так как это было золото! Значит, рядом была страна золотых дворцов — Сипангу.
В поисках золотого Сипангу Колумб оставил Гуанагани и двинулся далее, открывая островок за островком. Везде испанцев поражали буйная тропическая флора, изящность островов, раскиданных в лазурном океане, дружелюбие и благодушие туземцев, которые за побрякушки, патоку и красивые вещи давали испанцам золото, пестрых птиц и невиданные до сих пор испанцами гамаки. 20 октября Колумб достиг Кубы.
Население Кубы было цивилизованнее населения Багамских островов. На Кубе Колумб обнаружил скульптуры, крупные сооружения, кипы хлопка и в первый раз увидел культурные растения — табак и картофель, продукты питания Нового Света, завоевавшие затем весь мир. Все это ещё больше укрепило решительность Колумба, что где-то рядом были Сипангу и Индия. 4 декабря 1492 года Колумб открыл остров Гаити (испанцы его именовали тогда Эспаньолой). На этом островке Колумб построил крепость Ла-Навидад («Рождество»), оставил там 40 людей гарнизона и 16 января 1493 года устремился в Европу на 2-ух суднах: самое большое корабль «Санта-Мария» потерпело крушение ещё 24 декабря.
На обратной дороге разыгралась ужасная буря, и судна потеряли друг друга из вида. Только 18 февраля 1493 года обессилевшие мореплаватели заметили Азорские острова, а 25 февраля добрались вплоть до Лиссабона. 15 марта Колумб уже после восьмимесячного отсутствия возвратился в порт Палое. Таким образом завершилось первое путешествие Колумба.
Путешественника встретили в Испании с восхищением. Ему был подарен герб с изображением карты вновь открытых островов и с девизом:
«Для Кастилии и Леона Новый мир открыл Колон».
Быстро была организовано новое утешествие, и уже 25 сентября 1493 года Колумб двинулся в второе плавание. В этот раз он вел 17 судов. С ним направились 1000 500 людей, соблазненных рассказами о легкой наживе на вновь открытых территориях.
2 ноября с утра, уже после весьма изнурительного плавания, мореплаватели заметили вдалеке высокую гору. Это был остров Доминика. Он был окутан лесом, ветер приносил с берега ароматные запахи. В другой день был открыт другой горный остров, Гваделупа. Тут испанцы на смену миролюбивых и ласковых обитателей Багамских островов встретились с агрессивными и ожесточенными каннибалами, индейцами из племени караибов. Между испанцами и караибами произошел поединок.
Открыв остров Пуэрто-Рико, Колумб 22 ноября 1493 года подплыл к Эспаньоле. Ночью судна подошли к месту, где стоял заложенный ими в первом плавании форт.
Все было спокойно. На берегу не было ни одного огонька. Прибывшие выстрелили из бомбард, однако только эхо раздалось вдалеке. Утром Колумб узнал, что испанцы своей безжалостностью и жадностью так восстановили против себя краснокожих, что однажды ночью те внезапно совершили нападение на крепость и сожгли её, перебив преступников. Так Америка встретила Колумба во время его второго плавания!
Второе путешествие Колумба было безуспешным: открытия были мизерны; невзирая на кропотливые поиски, золота было обнаружено немного; во вновь построенной колонии Изабелла буйствовали заболевания.
Когда Колумб двинулся на поиски новых территорий (во время этого плавания он открыл остров Ямайка), индейцы в Эспаньоле, взбунтованные притеснениями испанцев, снова возмутились. Испанцы уняли мятеж и безжалостно разделались с взбунтовавшимися. Их сотнями направляли в плен, отсылали в Испанию либо вынуждали выполнять непосильную работу в плантациях и рудниках.
10 марта 1496 года Колумб двинулся в обратный путь, и 11 июня 1496 года его судна вступили в гавань Кадикс.
В Испании Колумб не только лишь был принят весьма прохладно, но и лишен многочисленных привилегий. Только уже после продолжительных и оскорбительных морок ему получилось летом 1498 годы собрать судна ради 3 плавания.
На этот раз Колумбу и его экипажу понадобилось переносить продолжительное безветрие и ужасную жару. 31 июля корабли подступили к огромному острову Тринидад, а в скором времени перед Колумбом появился выстланный травой берег.
Колумб принял его за остров, на самом же деле это был континент — Южная Америка. Даже когда Колумб угодил в низовье Ориноко, он не осознавал, то что перед ним большой континент.
На Эспаньоле в данное время была тяжелая ситуация: колонисты перессорились между собою; взаимоотношения с туземцами были испорчены; краснокожие восстаниями отвечали на притеснения, и испанцы отправляли к ним одну карательную экспедицию за другой.
Интриги, которые уже давно плелись против Колумба при испанском дворе, возымели, в конечном итоге, свое влияние: в августе 1500 года на остров Эспаньола прибыл новый представитель правительства, Бабадилья. Он разжаловал Колумба и, заковав его и его брата Бартоломео в оковы, выслал в Испанию.
Появление знаменитого путешественника в кандалах спровоцировало среди испанцев такое недовольство, что правительство было принуждено незамедлительно высвободить его. Кандалы были убраны, однако крайне униженный адмирал до конца своих дней с ними не расставался и велел уложить их в свой фоб.
У Колумба были отняты практически все без исключения льготы, и в Америку стали посылать экспедиции без его участия.
Лишь в 1502 г. Колумбу удалось отправиться на четырех судах в свое 4-ое, заключительное плавание. В этот раз он прошел вдоль берегов Центральной Америки, от Гондураса до Панамы. Это было самое безуспешное его плавание. Путешественники потерпели всевозможные потеря, и в 1504 г. адмирал возвратился в Испанию на 1 корабле.
Конец жизни Колумба прошел в борьбе. Адмирал стал мечтать о вызволении Иерусалима и горы Сионской. В конце ноября 1504 года он послал королевской чете письмо, в коем объяснял собственное «крестоносное» мировоззрение.
Колумб часто хворал. Адмирала захоронили в храма Вальядолидского францисканского монастыря. А в 1507 или в 1509 годы адмирал отправился в свое наиболее долгое странствие. Длилось оно 390 лет. Сначала останки его увезли в Севилью. В середине XVI столетия останки его с Севильи привезли в Санто-Доминго (Гаити). Там похоронили брата Колумба Бартоломео, сына его Диего и внука Луиса.
В 1792 г. Испания уступила Франции восточную половину острова Гаити. Руководитель испанской флотилии отдал приказ привезти останки адмирала в Гавану. Далее состоялись четвертые похороны. В 1898 г. Испания утратила Кубу. Испанское правительство утвердило решение: останки адмирала снова переместить в Севилью. В настоящее время он лежит в севильском кафедральном соборе.
Что разыскивал Колумб? Какие ожидания тянули его на запад? Договор, заключенный Колумбом с Фердинандом и Изабеллой, не объясняет этого.
Какие острова? Какой материк? Мы можем только строить догадки. Свою тайну Колумб унес с собою в могилу...