Найти тему
Павел Осенев

Моя гештальт терапия

Я погружен в гештальт подход в психотерапии уже порядка четырех лет. Это моё обучение, личная терапия, супервизия и в этом году начавшаяся практика. Я замечаю, как меняется моё отношение ко всему этому действу. Раньше, еще проходя в универе, что-то о гештальте внутри предмета "психологическое консультирование", я подумал, что это набор знаний и техник, которые дают ответы на вопросы клиента. Он получает некое озарение в результате моих манипуляций и довольный уходит жить свою теперь счастливую жизнь дальше. То есть я все таки гуру - учу, даю, машу пальцем, ограждаю и знаю все эти его проблемы.

Но в таком случае мне не 31, а наверно сразу 89. Для меня, кстати всегда было загадкой, как можно быть психотерапевтом, который сам по жизни не хватил пороха, не доел все порции соли, и если у него нет бороды и очков, как он может дать чего-то людям? И думал, что сам-то вот и не дам. Куда же мне.

Сейчас я понимаю, что все проще и сложнее одновременно. Все сложно с набором техник в гештальт терапии. Не знаю, как в других видах терапевтического воздействия, а в гештальте с техниками совсем все "плохо". В том смысле, что нет на каждый чих клиента "правильных" ответов терапевта в виде упражнений, интерпретаций, рекомендаций, которые можно заранее вызубрить и потом ими реагировать. А ведь я так мечтал: "Вот пойду к ним, они меня подучат, они же знают эти опытные психологи, что в каком случае клиенту "давать". Какую таблетку? Тут хочется посмеяться в голос!

По сути сложна сама неопределенность в этом подходе. Сложно самому не начать гнать куда-то, зачем-то к "результату", за который заплатил человек мне. Но парадокс в том, что неопределенность и неспешность становятся чем-то исцеляющим для клиента. Выход из неопределенности не через скорость, а через внимание к себе и другому это труд для двоих. Оставаться какую-то часть встречи в незнании о том, куда идти и что делать - непривычная ситуация.

Что же так не замыливает наше сознание и не делает его автоматичным, как привычные способы жизни? А что же может быть не привычным и всегда новым? Мне кажется, что это творчество. В гештальт терапии много творчества, которое становиться способом справляться с "непонятно, что сейчас делать". Это очень частая история в работе терапевта и клиента. Так, как у терапевта нет предписанных техник, он на каждой встрече, тоже ищет и узнает снова и снова, как ему говорить с его клиентом.

В чем же простота? Думаю в том, что можно расслабиться по поводу очков и бороды. Есть очень молодые и хорошие терапевты, которые помогают не хуже старых и прожженных!

По моим ощущениям, на первых двух ступенях обучения гештальт терапевта в течение нескольких лет учат или, скорее прививают, по-другому не скажешь, выдерживать то, что затрагивает в чужих историях. Да, так просто! Звучит. Эта выдержка базируется на осознавании происходящего со мной в ощущениях, чувствах, мыслях, действиях и банальной дисциплине.

Через равные промежутки времени, раз в полтора месяца на протяжении нескольких лет ты сталкиваешься со своими сложными переживаниями, которые у тебя спали, потому что не было им места. Тут ты говоришь о своём - переживания идут, слушаешь чужое тоже идут, но сбежать нельзя. Можно конечно, только деньги не вернут. Это такой марафон. Твоя психика начинает меняться. Сначала залатываются самые большие дыры и отживают слепые и глухие пятна. Затем начинает расти способность находиться "в сейчас", выдерживая других людей с их историями, переживаниями, которые тебе чем-то всё время отзываются. Так ты прикасаешься к своему, проживаешь это, выводишь на свет, начинаешь лучше себя знать. У тебя появляется доверие к себе. Теперь, чтобы не случилось ты принимаешь решения опираясь на себя. Ты себе первичная поддержка теперь.

В этом, наверно самое координальное отличие от той психологической поддержки и помощи, которую могут оказать окружающие меня люди дома, на работе, на рыбалке или шопинге. Людям нужно быть принятыми, нужно выговариваться, нужно не держать в себе. Нам всем нужна исповедь. Эта потребность одна из базовых. И мы всегда ищем её удовлетворения, чтобы остаться здоровыми дольше. А здововый организм не хочет, и не может лишнего в себе. Но обычный собеседник сталкиваясь в вашем рассказе с тем, что у него болит, не осознанно может начать на вас злиться, стыдить в качестве защиты от боли которая всколыхнулась у него, через ваш рассказ. Эта боль до сознания не доходит, отвержение происходит незаметно. Целительный контакт и принятие нарушаются.

Есть три вида людей, у которых выдержка обычно на хорошем уровне, но по разным причинам и разным результатом. Мама, священник и психотерапевт.
У мам, так сложилось, им приходиться терпеть детей, вот и терпение растягивается. Но мама это очень спорный специалист, потому что мамы любители удерживать детей при себе. И поэтому они мастерицы серых манипуляций почище агентов спецслужб. Они конечно вас послушают, но в 90% случаев это будет плохой идеей для вас.
Священник. У него помощник всемогущая сила. Он на нее опирается и через нее все объясняет, а если еще и верит в это всё, то просто отлично. Но я не пойду к нему, потому что зацикленность и мистика меня пугают.
Ну и наш брат, практикующий некую диалоговую помощь своим клиентам. Его подспорье наука, коллеги и его личный терапевт.

Я выбираю психолога. Потому, что он помогает из своего сознательного выбора профессии и психотерапия имеет академическую основу. Она меня не пугает. По крайне мере мне честно скажут - не сделаешь сам, остальные тут не причем. Я буду знать, чем я должен платить за участие в моей жизни другого человека. Мне назовут конкретную сумму. Обычно это злит, но потом отрезвляет.

Ясность вторая сторона терапии, которая лечит. Неопределенность и Ясность. Опять парадокс скажете вы. Целостность отвечу я.