Найти тему
Daria Mutovkina

IELTS Writing на 7 и выше

Оглавление

Материал будет особенно полезен тем, кто уже набирал 6,5.

Я сдала IELTS с 3его раза: моей проблемой было набрать 7 баллов за Writing. И хотя остальные оценки колебались от 7,5 до 9, по письму я никак не попадала в band 7. Я была не одна, и уже начинала поддаваться коллективному причитанию о картельном сговоре и жадности метрополий, как, наконец, получила 7.5 баллов. Оценка не была для меня случайной, непонятной: каждый раз я проводила работу над ошибками и пришла, как мне кажется, к пониманию требований и ожиданий экзаменаторов. В тексте ниже буду аппелировать к выжимкам из официальных критериев оценки и своим собственным ляпам.

Extended and supported ideas (vs inadequately developed/unclear)

Идеи должны быть комплексными, то есть обязательно иметь содержательное развитие. Сравните 3 варианта:

  • Uncontrolled access to some information may be detrimental for children’s mental health.
  • Uncontrolled access to any information should be avoided, as it has proven detrimental for children’s mental health.
  • Uncontrolled access to any information should be avoided, as scenes of violence or adult content observed on the Internet may negatively affect children’s mental health.

В первом случае у идеи нет никакого развития. Во втором та же идея как бы декомпозирована на идею и пояснение (есть подчиненное предложение с предлогом as = because), но последнее поверхностно, неясно. В третьем предложении пояснение к идее уже расширено за счет деталей (что именно влияет?). Можно пойти дальше и объяснить, как происходит влияние, какие могут быть последствия. Вариантов развития идеи - множество. Выбирать лучше тот, в котором вспоминается специфическая лексика и который покажет идею фокусной, внятной.

Logically organises information & clear position

Интересно наблюдать разницу в подходах к сочинению у британцев и американцев. На американском континенте учат писать эссе уже в школе, и происходит это примерно так. Для британцев такая формализация художественной формы чужда, их видение творческого произведения скорее ближе нашему, СНГшному. Они любят витиеватую лексику, интересные идеи, отхождение от жестких структур. Победить, конечно, должна дружба, но как отмечают очевидцы, в последние годы в оценках наметился фавор на логичность и последовательность.

Я безусловно обобщаю, но в свое время эта догадка могла сэкономить мне деньги на первую сдачу. Тогда, позанимавшись пару месяцев с англичанином Алексом, я, например, категорически избегала использования личных местоимений (британски выдержанный академический стиль). Но самое главное, свое мнение я постулировала невнятно, обтекаемо и где-нибудь в заключении, а не доказывала его последовательно “throughout the response“. Не делайте так.

Ответ на вопрос, как надо делать, я искала после этого у разных признанных экспертов. Перечитала книги Майка Уотти, Райана Хиггинса и еще многих, кого уже не вспомню, но окончательно все уложилось в голове после платных видеоуроков Лиз.

Главное, что я вынесла из уроков Лиз, это то, что эссе должно быть ответом на вопрос. Таким ответом, который бы вы могли дать в реальной жизни. Этот ответ должен действительно объяснять и доказывать вашу позицию.

Объясню на примере. Как предлагают писать эссе с вопросом “discuss both views and give your opinion” большинство “экспертов”:

1) Introduction: “есть 2 позиции, я их опишу, потом дам свое мнение”

2) 1 body paragraph: 1ая позиция и 2 её причины

3) 2 body paragraph: 2ая позиция и 2 её причины

4) Conclusion: “вот есть 2 позиции, я выбираю 1/2ую, так как 2 причины”

Объясняет ли такое эссе, почему вы выбираете одну позицию и не выбираете другую? Очевидно, нет. Вы привели по 2 причины, которые порождают каждую позицию, но не объяснили, почему именно для вас одни причины важнее других.

Лиз предлагает это решать так: уже в body paragraph, обсуждая точку зрения, с которой вы планируете не согласиться, всякими оговорками и вводными словами дать понять, что ее причины не так важны. Например:

Admittedly, video lectures lack interaction between lecturers and students. Indeed, young people may ask questions and suggest alterations to the agenda during regular lectures; however, this might be overcome with comments and feedback given by listeners on the videos.

На мой взгляд, такой ответ будет аргументированным. Он будто естественен, потому что примерно так мы бы спорили и доказывали в жизни.

То же самое с эссе, в которых нужно выбрать одну точку зрения из предложенных (to what extent do you agree or disagree?). Многие просто перечисляют преимущества одной точки зрения: 2 преимущества - 2 параграфа. Но если ни слова не сказать об альтернативной точке зрения, то как понять, почему был сделан такой выбор? Необязательно для этого добавлять 3ий body paragraph. Достаточно в одном из 2х имеющихся body paragraph разместить текст из примера выше, где легкой оговоркой сделать реверанс в сторону альтернативной позиции.

В общем, не будьте механическими, шаблонными - будьте открытыми к дискуссии и живыми.

Memorised phrases

Это фиаско, прекрасный сиба-ину! Достаточно знать, что написание полностью заученного текста приравнивается к тому, что вы просто не явились на экзамен, и даёт 0 баллов. Использование заученных фраз может сильно пессимизировать даже хорошее в остальном сочинение.

Любовь к шаблонам пошла с этого поста. Особенно неиссякаема она в среде представителей IT профессий, так как формализация наше все. Мое упрямство тоже было долгоиграющим. Казалось бы: заменяешь слова в шаблоне на новые, самостоятельно придуманные - и это уже не memorised phrases. Наконец, ведь повторение из сочинения в сочинение каких-то базовых конструкций в принципе неизбежно, даже без умысла. Почему, например, “there are several advantages” безопасная фраза, а за “this essay discusses both sides of the argument” может прилететь? И как вообще мне догадаться, что фразу, условно придуманную мною, использует еще много людей, и она расценивается как memorised?

Небольшой ресёрч помог разобраться в вопросе. Однозначно стоит избегать целых предложений, не имеющих связки с топиком и при этом подходящих под любое сочинение. Например:

  • It is clear that this topic is not as straightforward as it first appears.
  • The debate over this question seems to consist of two irreconcilable camps.
  • Both sides of the argument will be analyzed before a logical conclusion is drawn and my own perspective is provided.

Теоретически можно использовать memorised части предложения, но экзаменатор все равно может расценить их как заученные, если сама структура предложения будет выглядеть… ну скажем, универсальной. Например:

In conclusion, inactivity is accelerating at an alarming rate.

Здесь inactivity можно заменить на любой другой топик. А если экзаменатору еще попалась парочка сочинений с аналогичной композицией, то 7 вам не светит.

Ещё заученные фразы бросаются в глаза, когда они не соответствуют остальному содержанию. Например, если вы пишите в заключении “there are merits to both sides of the argument”, в то время как везде выше вы обсуждали только недостатки.

Как видите, риски высоки, а цена - 250 долларов (для России).

Less common vocabulary & style and collocation & rare errors in spelling

На мой взгляд, грамматику и вокабуляр прокачать проще всего. Однако, как показывает практика, даже высокий балл за эти критерии не вытянет сочинение с провальным Task Achievement и Cohesion&Coherence.

Поделюсь своей методикой расширения словарного запаса:

1) Соберите базу подходящих слов и словосочетаний;

2) Загрузите их в какое-нибудь приложение с тренингами типа Lingualeo;

3) Гоняйте тренировки по кругу, используя любую свободную минуту каждый день;

4) Profit.

Поверьте, это очень эффективно и не занимает много времени. Даже 10 минут в день будет достаточно.

Слова можно собирать по образцам успешных сочинений в Интернете, но нужно аккуратно выбирать источники. Лично я набирала свою базу исключительно на занятиях с Алексом, тем самым англичанином, который оказался гуру канцелярита и одарил меня кучей интересных конструкций.

Важно, чтобы в вашей базе были не столько слова, сколько именно словосочетания. Во-первых, использование collocation поднимает оценку, во-вторых, именно с collocation у иностранца будет больше всего проблем, в-третьих, так проще запоминать.

Наконец, это может быть не словосочетание, а слово с артиклем или предлогом. Так будет легко запомнить, что on the Internet и on average.

Также соберите в базу синонимы для всех широко употребимых глаголов, вроде have (possess), get (acquire, receive), do (produce, generate), и для прилагательных good (top-ranked, positive, advantageous, favourable, beneficial), large (extended, sprawling, sizeable). Старайтесь никогда не использовать простую лексику (aka basic vocabulary).

К третьей сдаче в моей базе была уже 1000 словарных единиц. И эту 1000 я прогнала через тренировки не раз. Я без труда вспоминала все эти слова как на сочинении, так и на speaking. Я даже заметила, что мой speaking стал более академичным, так как словарь был в большей степени ориентирован на сдачу essay.

Еще один бонус, который вы получаете при таком изучении, это отсутствие ошибок. Если выбирать в Lingualeo тренировки на написание, то можно хорошо прокачать spelling. Конечно, это не отменяет необходимость проверять сочинение на экзамене, но при таком уровне владения языком вы скорее уже рискуете допустить описку, чем грубую ошибку с выбором слов и словосочетаний.

Complex structures & error-free sentences

Если вы уже набираете 6-6,5 баллов, то скорее всего с грамматикой у вас больших проблем нет. Могу дать только несколько советов:

  • Разберитесь с артиклями. Раз и навсегда. Цель - снизить количество ошибок.
  • Старайтесь чаще использовать сложноподчиненные предложения. Добавляйте пояснение с помощью предлогов as и because, выводите заключения с помощью thereby, therefore, hence, используйте that и which - и все это в пределах одного предложения. Но будьте аккуратны и не расширяйте конструкцию слишком сильно, чтобы не запутаться.
  • Используйте passive. Это просто, и это точно заметят.
  • Не начинайте предложение с fanboys (for, and, nor, but, or, yet, so).
  • Освойте какую-нибудь сложную грамматическую конструкцию, отточите ее понимание и используйте ее всегда, например, в одном и том же месте сочинения. Я в заключении перечисляла причины своего выбора с помощью Not only..., but also… Я никогда не использовала conditionals, так как знала, что могу допустить там ошибку.
  • Пробуйте вставлять вводные слова не в начало предложения, а в середину (Mixed schools, however, tend to...).
  • Если сложноподчиненное предложение соединяется предлогом therefore, however или подобными (не because или that), то между составными частями можно ввернуть точку с запятой.

In conclusion

Материалы для самостоятельного изучения:

Преподаватели, с которыми я занималась больше всего и которых точно могу рекомендовать.

  • Alex https://vk.com/id4108497 или https://www.facebook.com/saghabashi Англичанин, живет в Питере, принимает оплату на российскую карточку. Занятие стоило 1500 руб. Сочинения проверяет заблаговременно, на уроке время на проверку тратили редко. Алекс очень круто подтягивает вокабуляр и грамматику. Также поможет со Speaking и прочими частями. Приятный в общении человек, интересный собеседник. Утверждает, что когда-то работал экзаменатором IELTS.
  • Shelly shellyblitz@hotmail.com Американка, живет в Америке, принимает оплату через PayPal. Занятие стоило 25 долларов. С ней будет полезно отшлифовать уже сформированное видение TA и CC. Сочинения проверяет на самом занятии. Милая и добрая. Утверждает, что является настоящим экзаменатором IELTS, рассказывает много интересного про то, как экзаменаторов учат оценивать те или иные критерии.

Немного моих эссе (ошибки уже подправлены, без ошибок они претендуют на 8-8.5, по утверждению моих преподавателей):

Plastic bags ban

Outdated offline lectures

Live away while studying

Contact aliens

Prevent species' extinction