Найти в Дзене
vyazankin News

Хапун и красная икра

В Хабаровске с аншлагами прошли гастроли сахалинского Чехов-центра Островитяне - люди особые. Вроде те же ликом, вроде говорят на том же языке (хотя есть одно сахалинское слово – «богодул», т. е. «пьяница»), но как сказала одна уже бывшая сахалинка: «Ты можешь уехать с Сахалина, но куда деть остров внутри себя?». Только сахалинцы так любят свою малую Родину - фанатично, со слезами на глазах. И так же порой они кажутся такими легкими, если не легкомысленными. И хитры бывают, и заносчивы, и хвастливы, но чаще как-то по-детски восторженны. Посреди ведь такой редкой красоты живут… Сахалинцы на гастролях в Хабаровске. Такого не было с 2005-го года. Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова или просто Чехов-центр - так сегодня называется единственный островной драматический театр. Понятно, что театр, а это 43 человека, на сборы со спектаклей не смог бы преодолеть на самолете Татарский пролив, а декорации отправить в фурах - сначала паромом, а потом уже по трассе от

В Хабаровске с аншлагами прошли гастроли сахалинского Чехов-центра

Островитяне - люди особые. Вроде те же ликом, вроде говорят на том же языке (хотя есть одно сахалинское слово – «богодул», т. е. «пьяница»), но как сказала одна уже бывшая сахалинка: «Ты можешь уехать с Сахалина, но куда деть остров внутри себя?».

Только сахалинцы так любят свою малую Родину - фанатично, со слезами на глазах. И так же порой они кажутся такими легкими, если не легкомысленными. И хитры бывают, и заносчивы, и хвастливы, но чаще как-то по-детски восторженны. Посреди ведь такой редкой красоты живут…

Сахалинцы на гастролях в Хабаровске. Такого не было с 2005-го года. Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова или просто Чехов-центр - так сегодня называется единственный островной драматический театр. Понятно, что театр, а это 43 человека, на сборы со спектаклей не смог бы преодолеть на самолете Татарский пролив, а декорации отправить в фурах - сначала паромом, а потом уже по трассе от Ванино до Хабаровска. С такими ценами на авиабилеты дешевле устроить личные гастроли по злачным притонам Таиланда, чем добраться до материка. Если бы не финансовая помощь министерства культуры Сахалинской области, то хабаровчане бы и не увидели спектакли Чеховского центра.

-2

Счастье и икра

Все-таки у сахалинцев есть своя тайная магия. В Хабаровске-то зритель вредный, у антрепризных московских звезд порой залы полупустые бывают, а тут аншлаги. И ведь ни одной сериальной телезвезды, все просто хорошие актеры,

Конечно, сахалинцы хитрые. Фотовыставки две привезли. С одной стороны фотографии со спектаклей: посмотрите, какие мы стильные, красивые, талантливые! И декорации у нас богатые! И свет современный есть! Не халам-балам. А на другой стороне - красоты сахалинской природы, да такие, что даже глядя на картинку, дух захватывает!

- А чего-то у вас на фотографии икринки такие огромные? Это какой рыбы-то? А, может, просто ручки маленькие, детские там, лилипутские…

Как будто током ударило сахалинцев: « Да мы все знаем про рыбу, не чета вам. Это кетовая икра, ке-то-ва-я!» – чуть не по слогам и хором громко возмутились островитяне. Понятное дело, откуда нам, в Хабаровском крае, про кету знать, у нас же здесь Каракум, пески да тайга, великий рыбный Амур не про нас.

Конечно, сильно островитяне хотели понравиться. И не потому, что это актеры на гастролях. Это желание понравиться – искреннее, детское есть почти у каждого сахалинца. Это как шквал, от которого почти невозможно отмахнуться.

- А что счастье для вас?

- Мое счастье сейчас дома готовит уроки, - неожиданно призналась Татьяна Корнеева, директор Чехов-центра.

…потом уже, когда гастроли заканчивались, главный режиссёр центра Александр Агеев сказал, что все время пребывания в Хабаровске думал об этом:

- Счастье для меня - сойти с трапа самолета, который приземлился в сахалинском аэропорту, и вдохнуть сахалинский воздух.

-3

О репертуаре

Стоит отметить, что этот театр старается идти в ногу со временем. И спектакли там разножанровые, и всякие фестивали проводятся: кино, театральные и даже международные. О Невельском поставили спектакль, опередили хабаровчан. Любят южно-сахалинцы свой театр, ходят на спектакли, посещаемость чуть ли не выше, чем в московских ведущих театрах. А на один спектакль даже запись на несколько месяцев вперед.

-Мы привезли в Хабаровск «самое веселое», что на сегодняшний день у центра есть. Вообще, у нас очень обширный репертуар, но решили начать с комедий и детского спектакля. Старались подобрать спектакли так, чтобы отразить свою репертуарную политику. Открывали тур комедией положений «Дамский портной». Затем показали «Прекрасное далеко» - грустную, что называется, утопию. Для нас это очень важный спектакль, очень духовный. А закрывали гастроли постановкой «Хапун» - она моложе остальных, премьеру отыграли лишь в прошлом сезоне, - рассказал Александр Агеев.

Не забыли и про маленьких хабаровчан. Театр три дня по утрам представлял сказку «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба.

-4

Хапун

Перед спектаклем поздоровался за руку с главным режиссером. А рука холодная, неживая. Волнуется сильно, по-настоящему. Такое не часто встречается у служителей Мельпомены.

- Ну что ж так убиваться!- сказал я и задумался. А ведь не будешь убиваться, вряд ли сумеешь пробиться до души, она сегодня у нас в крепких наростах-натоптышах. Тут типовыми приемчиками не обойдешься.

Спектакль «Хапун» поставлен по пьесе современного драматурга Виктора Ольшанского, который переработал рассказ Владимира Короленко «Судный день». Напоминает рассказы с чертовщинкой Николая Гоголя.

«Где прошел хохол, там еврею делать нечего», - примерно к этому афоризму можно свести всю историю, добавив еврейского черта, которого и зовут Хапун.

Декорации великолепны. Деревянная мистерия изображает мельницу - а где еще всякой чертовщине происходить? Жаль, что сцена Хабаровского театра драмы оказалась маловата для сахалинских декораций.

Хорош был Андрей Кузин, заслуженный работник культуры Сахалинской области в роли призрака утопленника. Все точно, легко и, главное, очень органично. Говорят про таких: как рыба в воде.

Образ Янкеля в исполнении Владимира Байдалова был исполнен того, почти бабелевского юмора, за что любят анекдоты про евреев. Все меняется, а эти анекдоты остаются.

Конечно, у спектакля были неровности. Уж если считать «блох», то пальцев на руках и ногах своих, а так же дамы в соседнем театральном кресле не хватит. Такие спектакли бывают у заезжих режиссеров-постановщиков из столиц. Накидали чего-то там, прикрыли столичным флером, и бывай здоров. Но артисты были так невероятно искренни в своем старании, а за зрители прости все и, стоя, долго-долго аплодировали.

… После спектакля знакомая дама спросила: « И как вам «Хапун?». Сначала в сознании стало всплывать что-то рационально-критическое, а потом вмиг все разрушилось. «Да хорошо! – ответил, как саблей рубанул. – Как будто вернулся на несколько десятков лет назад и посмотрел хороший детский спектакль, где все взаправду».

-5

Алаверды

Пока сахалинцы представляли спектакли в дальневосточной столице, хабаровский ТЮЗ был на Сахалине. Впервые, по федеральной программе «Большие гастроли». Театр собрал аншлаги в Южно-Сахалинске, Корсакове, Долинске.

Более 2 тысяч сахалинцев побывали на пяти спектаклях театра: «Цацики идет в школу», «Муха-Цокотуха», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Валентин и Валентина».

Юрий Вязанкин

P.S. Может и прав главный режиссёр Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова Александр Агеев, который сказал на пресс-конференции, что нужно создавать единое театральное дальневосточное поле, одну общую среду. Для чего? Для того чтобы защитить нашу редкую для сегодняшнего времени искренность. Она дорогого стоит.