Найти тему
Шакко: об искусстве

Первый трансвестит в советском искусстве

В 1917 году под Петербургом произошло событие, которое породило один скандальненький миф. Он крепко вошел в советское искусство.

Кукрыниксы. "Керенский". 1957
Кукрыниксы. "Керенский". 1957

1 ноября 1917 года, из страха перед новыми революционерами, глава Временного Правительства Александр Федорович Керенский сбежал из Гатчинского дворца, где базировался. Как он писал в своих мемуарах: " Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Пошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей". В кого именно он был переодет, Керенский не пишет. Но практически сразу возник уверенный слух, что он нарядился в женскую одежду.

-2

Борис Ефимов. Карикатура на А. Ф. Керенского

Это твердили слухи, это писали участники революции в мемуарах, в том числе белые (среди которых было много врагов Керенского). Сам Александр Федорович решительно отрицал этот факт.

Черемных Михаил. "Бегство Керенского". Томский областной художественный музей
Черемных Михаил. "Бегство Керенского". Томский областной художественный музей

В первое время развития легенды народное сознание еще не знало, в какой именно костюм был он наряжен. Например, на этом плакате на нем нечто красненькое.

Василий Пшеничников. Плакат, 1927.
Василий Пшеничников. Плакат, 1927.

Но позже появилось устойчивое мнение, что это был костюм санитарки, медсестры. Мэтры советского искусства, создав крупные полотна маслом, закрепили эту легенду.

Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938
Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938

Что любопытно, проходили десятилетия, а тема продолжала существовать в советской живописи. Впрочем, сам главный герой умер в эмиграции аж в 1970 году, так что действительно, что о нем вполне было интересно вспоминать.

Кукрыниксы. "Последний выход Керенского". 1957-8
Кукрыниксы. "Последний выход Керенского". 1957-8

Скорей всего, это действительно грязный слух, пущенный, чтобы опорочить свергнутого политического лидера. И удалось: об этом и песенка есть. Помните куплеты, которые пела Гурченко в ленте "Корона Российской империи" (1971):

Между прочим, сам Керенский за кордон,
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
– Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу.
Он смеется:
– Что я, рыжий? Не хочу!

Обращаются к теме и нереалисты, мастера "современного искусства".

-7

А вот в этой картине, уже не советской, а российской, белый передник будто напенен поверх известного, совершенно нормального портрета кисти Репина. 2011 год, а не оставят бедного Керенского в покое!

Алтунин К.В. "Бежал, переодевшись с женское платье (Керенский)". 2011 г.
Алтунин К.В. "Бежал, переодевшись с женское платье (Керенский)". 2011 г.

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.