Почти каждый день люди сталкиваются с поступающими к ним вопросами или просьбами. По работе, в быту, на отдыхе. От незатейливого «можно присесть за ваш стол» в кафе до «когда вы нам оплатите счета» на работе. Для части людей вступить в диалог не составляет проблем вне зависимости от результата. Если в кафе ожидаются еще гости – просто сказать «извините, занят стол», если на расчетном счете нет средств – ответить «сегодня не сможем, объективно только через два дня». На бумаге писать легко. В жизни, видя живого собеседника, возникают взаимосвязи от симпатии или антипатии к человеку, с которым незнакомы, до мыслей «сейчас скажу: «нет» – через неделю мне откажут в моей просьбе, лучше совру, выкручусь, наобещаю что-то». Здесь ошибка. Нельзя бояться говорить нет. Какой бы ни была правда – это объективное и самостоятельное явление. Нужно излагать последствия в том виде, в котором они существуют в реальности.
Сказав неправду, придется в следующем разговоре выдумывать новые подробности. Такое явление подобно снежному кому. Кроме негатива никакого результата не будет. Боязнь того, что в результате ответа «нет» окружающие станут относиться хуже, загоняет все глубже в комплексы, негативные мысли. В конечном итоге это может вызвать и более серьезные проблемы с общением. Попросту боязнь контакта с окружающими людьми.
Черное, белое или компромиссы? Психология общения.
Люди воспринимают мир во всем его многообразии. В реальной жизни очень мало ситуаций, когда возможны только два варианта развития событий. Так же и в общении. Действовать по программе, говорить либо «да», либо «нет» могут только роботы и ряд неадекватных личностей. Большинство людей в общении ищет компромиссы. Даже на уровне высокопоставленных политиков. В этом и заключается основная сложность общения. Найти решение, которое устроило бы всех – сложно. Зачастую кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Необходимо очень хорошо понимать и чувствовать собеседника, чтобы найти компромисс. Как это сделать? Понять желания собеседника. Не нужно верить всем словам оппонента. Нужно попытаться понять его истинную мотивацию. Пример: сосед просит взаймы денег. Они есть, но если поделиться с соседом – придется жить скромнее. Сразу на ум приходит вариант сказать «нет». Но у этого же соседа через месяц можно оставить своего кота для присмотра на время отпуска. Для поиска компромисса достаточно спросить «половины суммы хватит»? В результате все останутся частично довольными. Но главное слово – все довольны.
Краткая суть нормального общения – поиск приемлемого для всех сторон решения. Оно может не удовлетворить полностью все стороны. Но проложит путь к взаимопониманию. Поможет избежать конфликтов и недоразумений, которые считаются главной проблемой общения.