Что такое "управление проектами" ("project management")?
На написание этой статьи меня натолкнул процесс метаморфоз в бизнес-среде крымского полуострова после присоединения Крыма к России. А также действия компаний, которые применяли различный опыт для оптимизации своих производственных и бизнес процессов, чтобы успешно перестроиться под сегодняшнюю реальность.
Для начала нужно определиться с термином. В России в классификации ОКВЭД есть только два упоминания "управления проектами". Это управление проектами космических программ и управление проектами в IT-сфере. Однако, если посмотрим шире, на опыт всего мира в деловой сфере, то мы увидим что управление проектами уже прочно закрепилось во всех структурах бизнеса и производства.
Обязанности руководителя (менеджера) управления проектами, довольно обширны и во многом зависят от специфики области, в которой работает данный специалист. Поскольку нам важно рассмотреть эффективность данной деятельности в рамках малого и среднего бизнеса (или производства) по всей России - я буду придерживаться основных критерий именно этого региона.
Управление проектами в России для малого и среднего бизнеса. Сегодня и Завтра.
Управление, автоматизация и оптимизация.
Сегодня в России вопросами управления проектов заняты только крупные компании такие как Лукойл, Сургутнефтегаз, группа компаний Мегаполис и множество других крупных игроков и это не спроста. Они хорошо осознают важность эффективной организации всех процессов, как финансовых так и производственных. Руководители (менеджеры) управления проектами относятся к разряду топ-менеджмента. Они подобны планете, вокруг которой по орбите вращаются несколько лун, активно взаимодействующих с ними.
Отдел кадров, отдел финансового планирования (НЕ путайте с бухгалтерией - это разная специфика), отдел маркетинга, отдел продаж, отдел логистики и это только основные. По сути, их деятельность можно сравнить с ролью исполнительного директора.
Интересный факт. Все индивидуальные предприниматели малого и среднего бизнеса эти деятельности курируют сами (это можно понять поскольку ресурсы компаний чаще всего ограничены) и не спешат их передавать сотрудникам. При этом около 90% посещают всяческие тренинги или семинары, где стремятся узнать как автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы. По итогу все участники подобных мероприятий получают два самых логических ответа:
1. Всё что требует человеческого вмешательства - делегируйте сотрудникам и просто контролируйте;
2. Всё что требует обработки больших объемов данных - автоматизируйте. Благо много разнообразных CRM-систем и Task-систем для различных бизнес-задач.
В результате мы наблюдаем как владельцы бизнеса с готовностью внедряют второй ответ, но активно игнорируют первый, что в свою очередь противоречит принципам управления в области оптимизации процессов. В чем кроется причина подобных действий? В страхе! В страхе потерять компанию из-за чрезмерного доверия. И страх не некомпетентности и халатности сотрудников, которые не переживают за фирму как за свою. Специалисты понимают, что подобные страхи - это укоренившиеся отголоски "лихих девяностых". И единственное лекарство - это анализ успешных управленческих решений в других фирмах и компаниях.
Разделяй и властвуй
Так например, предприниматели малого и среднего бизнеса активно внедряют у себя в компаниях разделение отдела продаж на два активных направления: "продажи" и "сопровождения клиента". Такой подход позволяет не распылять силы менеджеров по продажам от их главной цели - поиск и расширения базы активных клиентов. В свою очередь, у менеджеров по работе с клиентами стоит только две основные задачи: выстроить и сохранить хорошие отношения со всеми (новыми и старыми) клиентами компании. А также мягко и уверенно подводить клиентов к периодическим покупкам (автоматическому восполнению необходимых запасов на складе клиента).
Нельзя не отметить тот факт, что в отделе продаж должно быть представлено и третье активное направление - маркетологи или менеджеры по маркетингу, чья главная задача должна состоять в анализе рынка для наиболее эффективного способа презентации товаров компании. На сегодняшний день, представителями некрупного бизнеса делаются только первые робкие шаги по внедрению такой практики в свои бизнес-процессы и это радует, поскольку свидетельствует о понимании принципов проектного управления.
Кадры решают всё.
Успешные молодые компании такие как Ютинет, Мосигра, Trands Brands заменили принципы устаревшего бюрократичного уклада внутри компании на атмосферу коворкинга.
Анастасия Сартан (основатель интернет магазина и торговой марки Trands Brands - капитал компании 3.5 млн $ ) считает, что офис не должен быть местом куда сотрудники приходят отбыть своих 8 рабочих часов, а затем уйти. Развитие компании напрямую зависит от мотивированности и лояльности сотрудников, чей совокупный труд и смелые идеи питают успех компании. Поэтому в офисе должна царить атмосфера домашнего уюта, игровой площадки и неформальной школы. Именно такие условия стимулируют сотрудников активно участвовать в рабочих процессах компании и проявлять творческий подход.
Порядок нужен мудрецам, но гений властвует над хаосом.
В этой статье я привел только самые основные принципы и концепции управления проектами применяемые различными компаниями на территории России. В будущих статьях я планирую более развернуто описать позитивный опыт, тенденции и некоторые решения в сфере управления проектами.
Пополнять свои знания в данной области жизненно необходимо особенно когда вы планируете или уже организовали свое дело. Это убережет от множества страхов и переживаний, став для вас надежным светом маяка или нитью Ариадны на тернистом пути к вашему заслуженному успеху.
Понравилась статья и хотите больше такого контента, тогда ставьте "палец вверх", подписывайся на Сердце Финансов и делись с друзьями.
мы ВКонтакте | мы в FaceBook