Найти тему
Бабр

Тяжёлый случай Александра Шилова. К юбилею придворного портретиста

Глядя на список его наград, регалий и званий, понимаешь, что он великий художник. А когда видишь его пейзажи и портреты, понимаешь, что ты чего-то не понимаешь.

6 октября исполняется 75 лет российскому художнику, лауреату премии Ленинского комсомола, кавалеру орденов Александра Невского, Почёта, Петра Великого, Франциска Скорины, «Гордость России», «За заслуги перед Отечеством» двух степеней, народному художнику СССР Александру Шилову.

Откуда же у заурядного ремесленника от искусства, чьи портреты ничуть не лучше рисунков уличных художников, такое общественное признание? Всё очень просто. Во-первых, нужно вовремя нарисовать того, кого надо – вряд ли найдётся в нашей стране влиятельный чиновник, у которого дома не висит портрет работы самого Шилова. Во-вторых, с художественным вкусом у наших руководителей всегда было неблагополучно. В отличие от искусствоведов и критиков, которые в подавляющем большинстве не признают в Шилове великого художника, считая воплощением безвкусия и пошлости.


Александр Максович знает, с кем дружить
Александр Максович знает, с кем дружить

Мы не будем вдаваться в профессиональные искусствоведческие тонкости, приведём лишь несколько высказываний специалистов.

Ирина Антонова, искусствовед, директор Музея имени Пушкина:

«Такой портретист, как Шилов, – очень тяжёлый случай. И чтобы это объяснить, я должна рядом поставить картину. Не обязательно Рембрандта. Достаточно Репина, Серова».

Софья Багдасарова, искусствовед, автор книги «Омерзительное искусство»:

«У Шилова люди живыми не получаются. Они у него как восковые фигуры из музея мадам Тюссо, с чересчур яркими бликами-рефлексами, чрезмерным макияжем, трупным гримом каким-то. Видны явные проблемы с анатомией, пропорциями, с тем, куда девать руки и ноги.
Кстати, руки и ладони особенно выдают недоучек. Руки вообще рисовать так сложно, что первые настоящие портретисты старались обходиться без них и рисовали одни головы. Ко времени Леонардо и Рафаэля уже расхрабрились и дошли до талии. Останься Шилов на уровне начала 15 века – сошел бы за умного».

Сергей Заграевский, художник, председатель Профессионального союза художников России:

«Персональная галерея окончательно погубила Шилова как художника. В масштабе одной картины он всё же мастер, хотя и салонный. Но когда одновременно видишь множество работ Шилова, возникает ассоциация с конвейером Волжского автозавода».

К юбилею художника мы решили устроить мини-ретроспективу его работ. Как говорится, лучше один раз увидеть… Так что об уровне произведений доверенного лица президента и их художественной ценности вы можете составить собственное мнение.


«Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…», 1986
«Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…», 1986

«Певица Е. В. Образцова», 1987
«Певица Е. В. Образцова», 1987

«Весна», 1992
«Весна», 1992

«Станислав Говорухин», 1994
«Станислав Говорухин», 1994

«Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков», 1996
«Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков», 1996

«Минувших дней очарованье, зачем опять воскресло ты… (певица Алла Баянова)», 2000
«Минувших дней очарованье, зачем опять воскресло ты… (певица Алла Баянова)», 2000

«Народный артист СССР В. А. Этуш», 2005
«Народный артист СССР В. А. Этуш», 2005

«Полевые цветы», 2007
«Полевые цветы», 2007

«Ивашов Леонид Григорьевич, генерал-полковник», 2015
«Ивашов Леонид Григорьевич, генерал-полковник», 2015

«Конец августа. Уборы», 2015
«Конец августа. Уборы», 2015

«За веру», 2015
«За веру», 2015

Автопортрет, 1996
Автопортрет, 1996

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости, amshilov.ru

Автор: Филипп Марков