Things must change
We must rearrange them
Or we’ll have to estrange them
All that I’m saying
A game’s not worth playing
Over and over again
Depeche Mode
— Выживают не самые сильные, не самые умные, но те, кто лучше всего способен изменяться.
Чарьз Дарвин
Пару лет назад меня позвали выступить на конференцию Digitale с докладом про изменения. У меня тогда отменился рейс в последний момент и доклад прочитать я не смог. Но вот теперь возвращаю должок и представляю этот доклад в виде заметки.
Люди очень боятся изменений. Почему это происходит? На мой взгляд, тому есть 2 основные причины:
Люди склонны переоценивать возможные риски изменений и недооценивать риски отсутствия изменений.
А это, в свою очередь, происходит по второй причине:
Страх возможной потери всегда сильнее, чем надежда на возможное приобретение.
То есть страх от потери 10 рублей обычно сильнее, чем мотивация от возможного приобретения 100 рублей.
Про это есть хороший пример, который вы, наверняка, слышали. Им поделился Макс Базерман, писатель, учёный, преподаватель Harvard Business School. Он когда-то проводил регулярный эксперимент со своими студентами — сплошь людьми взрослыми, умными, успешными, рациональными.
Он предлагал им поиграть в игру, предлагая на аукционе купить у него купюру в 20 долларов. С начальной ставкой в 1 доллар. Аукцион был самый простой — давший максимальную ставку получал приз. Но был один нюанс — тот, кто сделал следующую по размеру ставку, должен был отдать эту сумму. Просто так. То есть, если выигравший делал ставку 5 долларов, а предыдущая ставка была 4 доллара, то купюру в 20 долларов получал первый, а второй просто терял 4 доллара. Всё просто.
Аукцион неизменно вызывал ажиотаж у студентов. Ещё бы — ведь в пределе можно было получить 20 долларов за сумму меньше номинала. Поэтому желающих было много. И ставка очень быстро вырастала до 14–15 долларов. Дальше игра уже шла медленнее, так как сумма выигрыша приближалась к сумме ставки. Маржа падала. Но, что ещё хуже, человек, делавший вторую ставку, терял уже ощутимую сумму просто так.
Становится вторым никто не хотел. Поэтому он всегда повышал ставку дальше. Пока ставка не сравнивалась с 20 долларами. Поставьте себя на место того, кто сделал перед этим ставку в 19 долларов. У вас два варианта — потерять 19 долларов или сделать ставку в 21 доллар. Да, вы всё равно потеряете доллар (так как получите взамен всего 20), но потеря одного доллара — это лучше, чем потеря 19. Поэтому большинство продолжало аукцион и дальше.
А дальше — хуже. Альтернатива становилась — потерять 2 доллара или 20. Дальше 3 доллара или 21. И так далее. Утверждается, что максимальная сумма, за которую уходила двадцатка — 204 доллара. Вот так страх потери мотивирует нас.
Некоторые люди обладают пониженным страхом потери. Некоторые из них становятся предпринимателями. И некоторые из них становятся успешными предпринимателями. Причём, чаще всего, успешными становятся не те, кому больше везло (всё-таки удача распределяется более-менее равномерно), а те, кто делал больше попыток.
Люди не любят и боятся изменений. Это нормально. Люди стремятся к стабильности, к предсказуемости, к спокойствию. И это очень опасно, так как есть риск превратиться со временем в скучного и ни на что не способного зануду. У Стругацких в книге “Понедельник начинается в субботу” очень хорошо описаны такие персонажи, почему-то с ушами, поросшими волосами.
Причём риск такого события может настичь любого, даже того, кто когда-то был очень даже способным на многое. Так как со временем тем, кто чего-то добился, становится есть, что терять. А риск потери, как мы обсудили выше демотивирует больше, чем мотивирует надежда на приобретение.
С организациями то же самое. У Серёжи Рыжикова в какой-то лекции было мудрое про конкуренцию. Что чаще всего компании в конкурентной борьбе проигрывают не из-за внешних причин, а из-за внутренних. Что это не конкуренты их побеждают, а они сами разваливаются изнутри, под собственной тяжестью. И с государствами так же. Очень хорошо это показано в книжке Зыгаря “Империя должна умереть” (Женя, спасибо за эту мысль!). Надеюсь, наша страна сейчас не повторит этот путь.
А для этого и людям, и организациям и государствам надо меняться. И меняться изнутри, а не под влиянием обстоятельств (это будет уже слишком поздно). Очень хорошо про это сказал Джэк Уэлч (в своё время поднявший из пепла великую General Electric):
— When the rate of change inside a company is less than the rate of change in the outside world, you’re living on borrowed time… Leaders must develop a sixth sense, an ability to see around the corner.
( — Когда скорость изменений внутри компании меньше, чем скорость изменений во внешнем мире, вы живёте на время, взятое в кредит… Лидеры должны выработать шестое чувство — способность видеть то, что за углом.)
Кстати, во многом благодаря Уэлчу General Electric смогла продержаться в S&P500 — списке 500 самых больших компаний мира. Кстати, это единственная компания в списке, которая смогла это сделать. Только представьте, все остальные 499 самых крупных компаний из этого списка уже вышли. Думаете, список существует столетия? Нет, ему чуть больше 60 лет. Всего.
Мне кажется, что именно в этом — ключевая компетенция руководителя. Видеть необходимость изменений не тогда, когда уже всё плохо, а тогда, когда ещё всё хорошо. Ведь зачем меняться, если и так всё прекрасно? Но когда станет плохо — будет уже слишком поздно. При этом очень опасны изменения ради изменений. Такое тоже часто бывает.
А ещё изменения очень сложно претворять в жизнь, так как люди очень не любят изменения. Есть известная тема про пять стадий принятия неизбежного:
1.Отрицание
2.Гнев
3.Торг
4.Депрессия
5.Принятие
Очень рекомендую про это посмотреть смешной ролик с жирафом, который попал в зыбучие пески: https://www.youtube.com/watch?v=G_Z3lmidmrY. Руководителям приходится быть очень настойчивыми и убедительными, чтобы помочь своим сотрудникам пройти через эти все эти стадии. А ещё — не разочароваться в пути. Ведь нам всегда очень хочется видеть результат своих действий сразу, а не ждать. А так бывает редко.
Часто нам кажется, что изменения наступают слишком медленно. Мы бьемся в тщетных попытках что-то поменять. Очень часто изменения происходят на фоне, просто до поры до времени они не так заметны, а потом — бах! — и вы уже живёте в совершенно другом мире. Билл Гейтс хорошо про это сказал:
— We always overestimate the change that will occur in the next two years and underestimate the change that will occur in the next ten. Don’t let yourself be lulled into inaction.
( — Мы всегда склонны переоценивать изменения, которые произойдут в следующие пару лет и недооценивать изменения, которые произойдут в следующие десять. Не дайте себя этим убаюкать до бездействия.)
Хороший руководитель способен предвидеть изменения, способен меняться сам и менять свою компанию. После цитаты предыдущего самого богатого человека на земле, наверное, уместно будет закончить цитатой его соседа. Кстати, самого богатого человека на земле сейчас. Джеф Безос, CEO Amazon месяц назад сказал в интервью Forbs:
— Friends congratulate me after a quarterly-earnings announcement and say, ‘Good job, great quarter’ and I’ll say, ‘Thank you, but that quarter was baked three years ago.’ I’m working on a quarter that’ll happen in 2021 right now.
( — Друзья поздравляют меня после анонсов результатов последнего квартала и говорят “отличная работа, отличный квартал”, а я им отвечаю: “Спасибо, но этот квартал был сделан 3 года назад. Сейчас я работаю над тем, что произойдёт в 2021 году”)
Не бойтесь изменений.