Первой жертвой авиакатастрофы в России стал лётчик Лев Мациевич. Пилот погиб 7 октября 1910 года во время показательного выступления на глазах у толп зрителей. Его смерть настолько потрясла публику, что была признана национальной трагедией.
Начало двадцатого века было временем, когда о небе грезили все. Летчики ставили рекорды, инженеры совершенствовали аэропланы, люди всех возрастов и сословий говорили лишь об авиации. Никогда еще небо не было так близко. 21 сентября 1910 года в Петербурге стартовал первый Всероссийский праздник воздухоплавания длиною в месяц. Билеты скупали заранее, несмотря на то, что цены по тем временам были немаленькие, а по городу ходила эпидемия холеры.
Летчики совершали показательные выступления, брали призы и ставили рекорды на глазах у восхищенной публики. Одним из самых видных пилотов был Лев Мациевич. Он только вернулся из Парижа, где изучал авиацию, в числе первых российских летчиков получил диплом авиационной школы и мечтал о большем.
В один из последних дней фестиваля Мациевич решил взять новую высоту. Погода в тот день была солнечной и безветренной. Надев прибор, записывающий высоту, Мациевич забрался в аэроплан и запустил мотор. Толпа не отводила взгляд, ожидая тот момент, когда летчик взлетит так высоко, как никто прежде.
Ровно в 18:00 на высоте около 400 метров аэроплан вдруг странно дернулся и буквально начал разваливаться на куски. Мациевич выпал из разрушающегося аэроплана.
Как стало известно позже, лопнула диагональная расчалка самолета. Острый конец проволоки попал в работающий винт и повредил одну из лопостей. Её осколки перебили растяжки. Хрупкий аэроплан потерял устойчивость и рассыпался на части. Летчика из сиденья выбросило толчком. Примечательно, что тогда привязные ремни в аэропланах еще предусмотрены не были.
Хоронили Мациевича как национального героя. Улицы Северной столицы заполонили толпы людей, траурную процессию сопровождал дирижабль. Тело авиатора покоится на Никольском Кладбище Александро-Невской лавры. Его смерть послужила толчком к разработке привязных ремней безопасности и созданию ранцевого парашюта.
Читайте также:
История блокировок Роскомнадзора России
Путин, Миллер и другие «питерские»: как сложилась судьба команды Собчака
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса