Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Работаете ли вы за гонорар успеха и pro bono?

Адвокаты и юристы ответили на вопрос PLATFORMA и объяснили свою позицию.

«Да, я работаю за гонорар успеха»

Руслан Долотов, адвокат, партнер Адвокатского бюро "Феоктистов и Партнеры", pro-bono эксперт Центра «Бизнес против коррупции»:

Мой выбор первоначально был связан с научными интересами (я занимаюсь проведением уголовно-криминологических исследований уже более 10 лет, работаю в качестве pro-bono эксперта Центра «Бизнес против коррупции»), поэтому работу в качестве такого эксперта я воспринимал как хорошую возможность расширить доступ к эмпирическому материалу - посмотреть на многие уголовно-правовые и криминологические проблемы изнутри и обсудить их с коллегами-практиками, а не теоретиками. Однако по мере проведения все большего числа экспертиз приходит ощущение социальной важности этой работы, особенно, когда видишь, что она приносит конкретные положительные результаты для конкретных людей. Поэтому такую работу я воспринимаю также как проявление своей гражданской позиции.

Ринат Зайнутдинов, генеральный директор TPG-Legal

Периодически мы оказываем услуги на условии гонорара успеха. Однако не могу сказать, что очень часто. Как правило, мы предлагаем гонорар успеха хорошо знакомыми нам клиентам и по сложным экономическим спорам, исход которых гарантировать очень сложно. Данная модель наиболее выгодна клиентам, у которых нет средств и которые могут оплатить услуги только после выигрыша. Также данная модель выгодна и юристам, так как гонорар может быть намного больше, чем сумма фиксированной или почасовой оплаты услуг.

Недавно мы представляли интересы заказчика по договору строительного подряда на строительство нефтетранспортного трубопровода. Исход дела был неоднозначен в связи со сложностью дела и необходимостью проведения нескольких судебных экспертиз. Однако значительная сумма иска и важность дела для клиента обусловило заключение договора на условии гонорара успеха.

Екатерина Чилимова, руководитель проектов патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Классический гонорар успеха как вариант оплаты труда юристов уместен при спорах о пресечении параллельного импорта, в корпоративных спорах или, например, спорах по лизингу. В частности, крупные компании, которые в силу субъективных причин не верят в успех дела, могут пойти в суд, понимая, что в случае поражения не понесут дополнительных потерь. Именно такой тип клиентов наиболее интересен для юридической компании.

В период с 2013-2016 гг. патентно-адвокатское бюро «Гардиум» участвовало в ряде судебных споров по защите прав участников лизинговых отношений. Выступая на стороне лизингополучателей, наши юристы судились с такими крупными лизинговыми компаниями, как АО «Дойче лизинг Восток», ООО «Опцион-ТМ», ООО «СОЛЛЕРС ФИНАНС» и др. Предметом судебных споров был возврат неосновательного обогащения, полученного лизинговой компанией в результате расторжения договоров лизинга и досрочного возврата предметов лизинга. Сложность данного рода дел заключалась в отсутствии единообразного судебного подхода к определению методики исчисления сумм, подлежащих возврату лизингополучателю. Следовательно, перспектива реального возврата потерянных средств для таких клиентов была неочевидной. Штатные юристы таких компаний, как правило, оценивали дело как неперспективное, в связи с чем, руководство было не готово оплачивать часы работы юристов по фиксированной ставке. Однако, понимая, что реализация такого проекта могла быть обеспечена только помощью квалифицированных юристов, способных, в том числе, повлиять на формирование судебной практики, клиенты принимали решение о сотрудничестве с нашим бюро на условиях гонорара успеха без фиксированного вознаграждения.

Безусловно, подобные условия работы требуют от юридической компании тщательного отбора дел, которые имеют перспективы при рассмотрении в суде. Такой подход сравним с работой кредитных организаций с потенциальными заемщиками при финансировании крупных проектов. Гонорар успеха без частичной фиксированной оплаты – не частая модель работы в сфере интеллектуальной собственности, так как максимальный размер претензий законодательно ограничен 5 миллионами, а на практике эта цифра существенно меньше. До принятия решения о сотрудничестве на таких условиях проводится анализ перспектив дела, тем не менее, риск бесплатной работы всегда остаётся. В нашей практике примеры работы только за гонорар есть, но их количество не превышает 10% от общего объёма.

Что касается pro bono, то мы готовы рассматривать такой вариант, если проект социально значим или касается практики по защите чести, достоинства и деловой репутации.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»