Обучение в школе - тяжелое испытание
«Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих правах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами».
Цицерон.
Зачем нужна школа? Казалось бы ответ совершенно очевиден. Но что по этому поводу думают дети? Однажды в гостях я наблюдал интересный и мучительный процесс приобщения к школьному образованию. Интересный для меня и мучительный для 12-летней дочки моих друзей. Девочка учила стихотворение. Несколько раз она говорила папе и маме, что с нее хватит, что она его не выучит никогда.
Естественно, родители проявили железную волю и несколько раз довели бедняжку до слез. Но при этом они оптимистично добавляли, что Леночка каждый раз так учит стихи. Мучается, плачет, закатывает истерики, а затем получает пятерку.
Этот раз не стал исключением. На следующий день Леночка пришла домой и с сияющей улыбкой объявила, что получила пятерку.После этого я ее спросил:
- Лена, скажи, пожалуйста, а учителя вам объясняют, с какой целью вы учите стихи?
- Нет, – ответила Лена.
- А как ты сама думаешь, для чего нужно читать и учить стихи?
- Не знаю. Наверное, чтобы мы всё знали.
Не слишком ли много предметов?
Но, к сожалению, не только ученики, но иногда даже учителя не знают о том, каков смыл существования предмета, который они преподают. На одном из уроков литературы ученик 10 класса спросил учителя, зачем нужен этот предмет. Он стал рассуждать с позиции потребителя материальных благ.
Ученик сослался на то, что естественные науки, такие как физика и химия приносят ощутимую пользу человеку. Ведь благодаря этим наукам у нас есть автомобили, космические корабли, сотовые телефоны, компьютеры, мыло Dove и шампунь Head and Shoulders. Получается, что это нужные предметы. В то же время литература не дает, как кажется, ничего.
Увы, учительница ничего не смогла возразить. Она могла бы сказать, что он путает Божий дар с яичницей. Или что с таким же успехом он мог бы назвать бесполезными всю мировую живопись, музыку, скульптуру... Сюда же можно было бы добавить и чувства и духовные качества человека: любовь, преданность, честность, доброту…
И все это лишь на том основании, что этими удивительными явлениями Божественной природы невозможно удовлетворить свои физиологические потребности.
Зачем Ваш ребенок ходит в школу?
Можно, конечно, сказать, что это лишь одиночные случаи. И они ничего не говорят обо всей системе образования. Но всякий ли учитель может объяснить, какую пользу приносит его предмет? И если некоторые педагоги сомневаются в пользе определенной школьной дисциплины, можно ли ожидать, что дети будут прилагать большие усилия в ее освоении? Что они станут думать о том, нужна ли школа вообще?
Давайте спросим себя: а ради чего учится большинство детей? Может лишь для того, чтобы угодить родителям и получать от них похвалу, подарки или деньги? Осознают ли дети, какие великие перспективы могут перед ними открыться благодаря знаниям? А насколько учителя преуспели в том, чтобы пробуждать в учениках неистребимую жажду знаний? Какой должна быть школа, чтобы дети учились с наслаждением? Зачем нужна школа на самом деле? Об этом мы поговорим в следующей статье.
Если Вам понравилась статья и Вы хотите читать новые публикации, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Путешествие в сказку.