Найти тему

Добрый путник, войди в славный город Багдад!

Оглавление

“Что это нас так занесло” недоумеваете? И совершенно неправы. История Багдада и Золотого века ислама, состоявшегося там при Аббасидах, это не только сказки “Тысячи и одной ночи”, а еще и путь, которым античная мысль попала на наши заиндевевшие европейские просторы. Мы-то с вами варвары, помните об этом?

Итак, что мы уже знаем? Коротенечко, так сказать. Вся человеческая и городская цивилизации (почитай, синонимы), зародилась как раз в Междуречье, которое греки много столетий спустя обозвали Месопотамией. Первые города Ур и Урук и речная цивилизация были местом, где появилось все от колеса до письменности и права. Потом здесь были основаны величайшие империи (первая тоже отсюда родом), а мы получили сложные имена ассирийцев и вавилонских царей. Здесь были персы с их великой армией, а потом Александр Македонский, который тут и скончался. Персы отсюда владели Иудеей и долго после падения Вавилона сменялись с греками и прочими правителями.

Нас же интересует совершенно другой период - VII-VIII века новой эры. Собственно, не только история кроется в этих драматичных временах, но и ключ к пониманию многих современных проблем. Например, что же такими зверскими способами пытается восстановить ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), или почему Дамаск и Сирия так важны, и чем они отличаются от Багдада и Иранской территории.

Итак, в VII веке зарождается ислам (немного об этом уже было в рассказе про Иерусалим). После смерти Мухаммеда в 632 году, началась эпоха Четырех Праведных Халифов.

У пророка, кстати, была любимая кошка Муизза. Его даже называли “отцом кошек”.
У пророка, кстати, была любимая кошка Муизза. Его даже называли “отцом кошек”.

Абу Бакр начал праведную войну с вероотступниками в самой Аравии, восстановил там ислам и повел воинов с джихадом (это не священная война, а распространение или улучшение ислама) на Византию и персов.

Умар ибн аль-Хаттаб (тот самый Хаттабыч, про которого шла речь в иерусалимской серии) завоевал помимо Иудеи, Египет и Триполи в Африке, Месопотамию, Вавилонию и Сирию.

Усман ибн Аффан пошел в Восточный Иран и завоевал его вплоть до Амударьи.

Последний же из прямых последователей Мухаммеда Али ибн Абу Талиб был его двоюродным братом и, что гораздо важнее, зятем. Он унаследовал Священный Халифат вслед за Умаром и был убит при попытке подавить первое религиозное восстание в исламе.

Муавия I, военачальник, отказавшийся присягать Али и унаследовавший халифат как родственник Усмана, положил начало династии Омейядов и одному из направлений ислама - шиитам. Обосновывая свою власть и передачу ее по наследству, он связывал это особым статусом кровного родства.

Собственно, слово “калиф или халиф” означает “последователь” или “преемник”. То есть, последователь Мухаммеда. Первые четыре халифа были соратниками пророка. А вот по мере удаления встал вопрос, кого считать главой халифата. Шииты полагают, что наследником являются только святые имамы (их, кстати, двенадцать), являющиеся кровными потомками Мухаммеда. То есть первым из них является как раз Абу Талиб (слово “талибан” слышали?).

Поэтому первым шиитским халифатом был Омейядский халифат со столицей в Дамаске.

Отстроенная и реконструированная мечеть Омейядов в Дамаске.
Отстроенная и реконструированная мечеть Омейядов в Дамаске.

Халифат разросся до территорий современной Средней Азии, Египта и дошел до Пенджаба на Восток, Испании и Южной Франции на Запад.

Мечеть Омейядов в Дамаске (роспись).
Мечеть Омейядов в Дамаске (роспись).

Как все захватчики (сын Муавии разбил в битве наследников Али), они яростно насаждали идеи монархического ислама. Его агрессию удавалось сдерживать недюжинными усилиями императора Константинополя, а также нескольких европейских монархов, благодаря чему халифат не захватил всю Европу.

Однако взгляды, которые проповедовали при дворе Омейядов, встретили сильное богословское сопротивление. Так зародилось движение чистоты веры и следования заветам Мухаммеда “ахль ас-сунна” или суннитов, халифы у которых должны были избираться общиной.

На фоне тирании и различных междоусобиц, охвативших халифат Омейядов за 100 лет существования, сформировалось отдельное политическое течение, возглавляемое потомками дяди Мухаммеда Аббаса (аббасидами).

В середине VIII века вспыхнула гражданская война между Аббасидами и правящей династией Омейядов, в которой победили сторонники сунны, возглавляемые Абуль-Аббасом ас-Саффахом. Однако основы их религиозных воззрений, пропаганды и политических связей, сделали их главными противниками представителей западной сирийской части халифата. Поэтому халифат Аббасидов был ориентирован на восток в сторону Ирана и Средней Азии. Новый халиф также не мог сделать своей столицей Дамаск. Поэтому правил их Куфы, неподалеку от которой и скончался от оспы через 4 года после захвата власти.

Все Омейяды были вырезаны, кроме одного, который бежал сначала в Египет, а потом в Испанию, где в Кордобе основал свой эмират (халифат), отказавшийся впоследствии подчиняться Аббасидам. Это нам тоже важно для истории Европы. Эмираты в Испании были скорее шиитскими.

После смерти Абуль-Аббаса халифат унаследовал Аль-Мансур, для которого крайне остро встал вопрос собственной столицы - укрепленной цитадели.

В исламе не встречаются изображения праведных мужей. Так представляют себе Аль-Мансура сегодняшние обитатели Багдада.
В исламе не встречаются изображения праведных мужей. Так представляют себе Аль-Мансура сегодняшние обитатели Багдада.

Выбор был весьма неожиданным. Аль-Мансур явно хотел показать, кто доминирует над всем прежним античным миром сегодня. Он выбрал место к северу от разрушенного Вавилона и совсем рядом с крупным городом и столицей парфянского царства, а затем и Сассанидов, Ктесифоном. Тот был завоеван арабами за столетие до основание Багдада, но не устроил амбициозного правителя.

Кирпичная арка в Ктесифоне досталась со времен персидских завоеваний. До сих пор самая крупная из сохранившихся подобных конструкций.
Кирпичная арка в Ктесифоне досталась со времен персидских завоеваний. До сих пор самая крупная из сохранившихся подобных конструкций.

Напомним, Рим был разорен и находился в руинах. Первый миллионник населяло всего несколько десятков тысяч человек. Два самых крупных города мира - Чанъань, откуда начинался Великий шелковый путь, проходивший в том числе и через Междуречье, и Константинополь, ставший столицей Восточной Римской Империи - двумя вершинами охватывали всю цивилизацию, известную в Старом Свете.

Выбирая место для города, Аль-Мансур хотел создать центр мира. И, надо сказать, ему это удалось. В эпоху своего расцвета Багдад стал самым крупным городом мира, достигнув в X веке населения в 2 млн. человек.

На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел.

Мы сейчас не про Петра, а про Аль-Мансура, потому что тот глядел на Тигр крайне пристально, а еще пристальнее на каналы, пересекавшие его, и реку Диялу. Около излучины реки вместе с каналами создавался, фактически, остров, что делало город неприступной крепостью.

Кроме Тигра, Аль-Мансур пристально глядел на своих астрологов, которые пытались выбрать лучшее время для постройки города. В конечном итоге они решили, что тот должен был появиться на свет под знаком Льва, поэтому Мадинат ас-Салам (Город мира), был заложен 30 июля 762 года.

-6

Город был запланирован круглым, что имело символическое значение, как устройство мира. В центре располагались дворец и мечеть, в четыре стороны расходились главные торговые улочки, а кварталы соединялись сегментами, чтобы различные группы не пересекались в личных пространствах.

С точки зрения фортификации, это было очень важным и разумным решением. Круглая форма делала крепость гораздо более защищенной ввиду отсутствия слабых мест - углов. Кроме того, круглый город был дешевле в строительстве.

-7

Мадинат ас-Салам (историческое название поселения на этом месте, Багдад, стало официальным только спустя несколько сотен лет) был окружен двойными стенами из необожженного кирпича. Наружная стена имела высоту в 25 метров. На ней располагались четверо ворот, ведших к главным городам Халифата: Куфе, Басре, Хорасану и Дамаску. Между воротами стену поддерживали по 28 башен. Стены нависали над входами, делая крайне затруднительным штурм снизу.

Город во времена аль-Мансура.
Город во времена аль-Мансура.

Город был построен в рекордные 4 года. Для этого на строительство были стянуты более 100 000 человек. Таким образом, столица Аббасидского халифата контролировала не только все государство, но и важнейшие торговые пути. Обилие питьевой воды, а также относительная безопасность стен сделала город невероятно привлекательным.

Диаметр города составлял 2 км, поэтому плотность населения была весьма высокой. Постепенно Багдад разросся за пределы своих стен и даже перекинулся на восточный берег Тигра.

-9

Основной причиной расцвета Багдада того времени была не столько военная мощь, сколько интеллектуальная сторона зарождающегося ислама. Основу религии в отличие от его сегодняшнего фундаментализма составляло поощрение любо знания, как способа прикоснуться к мудрости Аллаха. Именно поэтому в кратчайшие сроки Багдад стал мировым средоточием всего научного знания человечества.

Гарун аль-Рашид и его визирь Джафар.

При внуке Аль-Мансура и, вероятно, самом известном из всех халифов мира Харуне ар-Рашиде (том самом из “Тысячи и одной ночи”) был основан Дом мудрости. Первоначально, это была библиотека и центр переводов, где собиралась коллекция книг со всего мира. Многочисленные ученые переводили на арабский античные и индийские труды.

Этому способствовал тот факт, что визирь халифа из могущественнейшего рода Бармакидов (персидские министры халифата, следившие за всем, включая постройку города) Джафар ибн Яхья уговорил повелителя открыть бумагоделательное производство. В 751 году халифат захватил в Таласской битве китайских ученых, у которых в отсутствие Красного Креста и правозащитников, быстро добыл секрет ее изготовления. С этого момента книги стали писать на бумаге.

Личность визиря Джафара тоже вошла в сказки, которые были переведены или созданы в самом Багдаде. Визирь по ходу повествования сопровождает халифа в его ночных вылазках в город (тот самый, круглый). Однако образ существенно подкорректировался позднее, поскольку Харун ар-Рашид в свойственной восточным властителям манере устал от явно набравших чрезмерное влияние Бармакидов, обвинил их в заговоре, визиря в связи с собственной сестрой, и казнил 1000 человек, включая своего бывшего конфидента. В дальнейших прочтениях Джафар изображается коварным колдуном, мечтающим захватить власть.

Ф.Келлер “Шахерезада и Шахрияр”.
Ф.Келлер “Шахерезада и Шахрияр”.

Харун ар-Рашид считался покровителем искусств и наук, расточавшим богатство ради их процветания.

Якоб Йорданс “Дар Калифа Гаруна-аль-Рашида Карлу Великому”.
Якоб Йорданс “Дар Калифа Гаруна-аль-Рашида Карлу Великому”.

Сын ар-Рашида аль-Мамун был в отличие от отца действительно покровителем ученых. При нем библиотека отца стала именоваться Домом мудрости и выполнять еще и функцию некой академии. К изучению привлекались иудеи и христиане, которые могли обмениваться знаниями с мусульманскими мудрецами.

Он сам увлекался астрономией, при его финансировании и патронаже был переведен на арабский “Альмагест” Птолемея.

По повелению халифа был измерен синджарский меридиан, а в Багдаде основана обсерватория.

Ученые в аббасидской библиотеке.
Ученые в аббасидской библиотеке.

В рамках похода против коптов аль-Мамун лично предпринял попытку проникнуть в пирамиду Хеопса, однако, не добрался до главных погребальных камер, так как двигался строго по центру сооружения.

Переводились и издавались также практически все античные авторы, а сам халиф поощрял дискуссии между учеными мужами по образцу Академии при Аристотеле.

Багдад при Аббасидах.
Багдад при Аббасидах.

Это время принято считать Золотым веком ислама. Примечательно, что он сопровождался Темными веками в Европе.

Вплоть до разрушения Багдада монголами в XIII веке город развивался и рос, применяя всю впитанную с завоеваниями культуру.

В городе работала достаточно развитая система здравоохранения с разнообразными лавками лекарей и аптеками. Действовавшие на территории города больницы были обязаны оказывать помощь всем, включая бедных.

В городе действовало множество школ, а уровень грамотности среди населения был очень высок.

Любите книгу - источник знаний!

К несчастью, как это зачастую бывает в истории, городу не суждено было просуществовать в изначальном виде вечно. Он несколько раз страдал от различных бунтов и даже гражданских войн. Однако конец его величию положил печально известный Ближневосточный поход монголов. Внук Чингис-хана Хулагу в 1258 г. завоевал город, после чего язычники вынесли сокровища, истребили существенную часть населения и выбросили в реку большую часть книг и манускриптов. Как говорят, воды Тигра стали черными от чернил, столько книг навсегда исчезли в те дни.

Завоевание Багдада монголами.
Завоевание Багдада монголами.

Город пришел в упадок. Каналы и другие транспортные системы разрушены. Аббасидскому правлению пришел конец, а вместе с ним и Золотому веку исламской культуры. Считается, что с завоеванием Багдада исламскому миру был нанесен удар, от которого он так и не оправился. Он вошел в монгольско-тюркский Ильханат. Относительно сносно там проживали христиане, иудеи и шииты, как ранее притесненные народы, представители которых активно помогали монголам в их походе. Сунниты же рассматривались как враги и подвергались гонениям вплоть до истребления.

Вернувшись в мусульманское владение в результате захвата Тамерлана, город так и не стал выполнять столичных функций, оставшись на задворках истории, как при тимуридах, так и при последующем оттоманском владычестве.

В финале песня. Для тех, кто помнит первую версию.

-15

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.