Найти тему

Красотки кабаре и девушки в трико

Понятие "дам полусвета" появилось где-то к середине XIX века. Там и Дюма-сын со своими романами подтянулся. Да и само явление прочно вошло в обиход. До этого подобных девиц называли попроще (в основном непечатно). Ну а здесь и какой-то статус появился и не совсем пренебрежительное отношение. Конечно, не жена, но и точно не уличная девка. Муза. Мечта поэта или художника. Среди были актрисы, танцовщицы, балерины, певицы, да и просто богемные дамочки. Иногда их брали на содержание, иногда и замуж.

В имперской России в том числе. Но отношение к ним было... Похуже, чем к обладательницам желтого билетика. Последних хотя бы жалели (Ф.М. Достоевский). А вот первые объявлялись первопричиной разорений благородных семейств (их глава обольстился сладкоголосыми сиренами и спустил на них фамильное состояние) (Л.Н. Толстой и А.П. Чехов)).

А вот в советском кинематографе к дамам полусвета относились неожиданно приязненно. Без явной осуждающей ноты. От легкой благодушной иронии до явной симпатии. В основном через призму известных западных источников. Как то: венгерских, французских и иных опереттах и водевилях.

Пример того, как полусветская мамзель становится княгиней ("Сильва", 1981)
Пример того, как полусветская мамзель становится княгиней ("Сильва", 1981)

Почти всегда актриса, танцовщица или певица. Реже модистка как в "Соломенной шляпке" (или в "Звезде пленительного счастья"). Иветта, Лизетта,Мюзетта, Жанетта, Жоpжетта". Вся жизнь небедного парижского холостяка ими "как солнцем июльским согрета". Он говорит им: до свиданья (на период медового месяца). Затем наш баловник, конечно же, вернется к своим прелестницам. Или же к этим, или же к другим. Помоложе.

Но возвращаясь к образам кафешантанных дамочек в советских фильмах. Да даже и не чувствуется особого осуждения к " гнилой буржуазии и моральному разложению". Напротив, сочувствие к угнетаемым и притесняемым девушкам и даже противопоставление их приличным, дамам из общества. Вспомните ту же "Принцессу цирка". Не правда ли, Мари (и ее товарки танцовщицы) вызывают более приязненное отношение, нежели высокомерная заносчивая графиня Палинская (особенно в версии 1958 года). И тем паче хиромантка и ее глупая доченька (придуманная в экранизации 1982 года, не иначе с целью подчеркнуть достоинства прелестниц в трико).

Или вот "Небесные ласточки". Не скажу, что самая удачная постановка французского водевиля. Но зато вполне живописующая лицемерные нравы Европы конца XIX века. Тут вам и двойная мораль: девушки из приличных семей тщательно оберегаются и воспитываются в строгости (хотя и ходят в мини-платьицах). Зато дамам полусвета дозволительны развлечения и свобода. И тема содержанок и их покровителей раскрыта (певичка Корина-Коко и ее ревнивый любовник майор). И вполне откровенные наряды Гурченко, и развеселые песенки.

На этом кадре увы не заметно, но смелый купальник позволяет полюбоваться на ножки знаменитой актрисы ("Небесные ласточки" 1976 г.)
На этом кадре увы не заметно, но смелый купальник позволяет полюбоваться на ножки знаменитой актрисы ("Небесные ласточки" 1976 г.)

Но это все вариации адаптаций "ихних буржуйских" водевильчиков. Но есть же театральные красотки и на нашей, российско-советской почве. Вот вам "Лев Гурыч Синичкин". Там пожилой папенька сам направляет дочь на служение сцене. И там вполне явно рассказывается то, как достаются актрисам главные роли. Но главная героиня, конечно, таким путем не идет. И добивается всего своим собственным талантом.

Или же менее известный, но вполне себе образ кокотки в фильме "Тень" по пьесе Шварца (кстати, играет опять же Гурченко). Ну скажу вам, что весьма смелый по советским меркам образ ветреной актрисы Юлии Джули. Гурченко вообще удавались образы легкомысленных, не совсем приличных дамочек. И фигура, и талант, чего уж скажешь.

На фигуру Гурченко можно полюбоваться и в более раннем фильме, Тень 1971 года.
На фигуру Гурченко можно полюбоваться и в более раннем фильме, Тень 1971 года.

Или хитовый " Ах водевиль, водевиль". Мадемуазель Лисичкина мечтает не замуж за офицера (пожилого хромого вдовца), а о сцене. Ее отец (сам актер-неудачник) против. В конце фильма уже пожилая и знаменитая Вера Лисичкина сама пытается отговорить уже свою дочь от карьеры актрисы. Ну зато роскошные песни вошедшие в копилку советских хитов.

Как видите отношение к красоткам полусвета было вполне человечным, без ханжеского изобличающего моралите, как у одной английской писательницы, штампующей некогда по 20 романчиков в год (ее кстати очень леди Ди уважала). Без трагического финала как у французов. А вполне себе такое легкое, водевильно-музыкальное.

Тут и то, что "гнилую аристократию "(истинный свет) сменил полусвет (эстрадно-театрально-киношный) сыграло. И опять же стремление противопоставить себя западным установкам. Да и чего уж там. Немолодых партийных бонз привлекали те самые. Девушки в трико.

Ваши подписка на канал и лайк не обязательны, но все же греют сердце автора. Попутно улучшая карму канала)