Найти в Дзене

Кошка на работе. Часть II

Оглавление

ЧАСТЬ I

Мало изученная тема о кошках–ассистентах в психоаналитическом кабинете. Примеры работы ассистента...

Примечание на всякий случай: эта заметка предполагает наличие чувства юмора у читателей.

...Итак, мой кабинет, в основном, «переехал» домой. Особых усилий прикладывать не пришлось, так как кабинет, как таковой, уже был.

Его надо было превратить в «психоаналитический», то есть «правильно» поставить кушетку, убрать явно лишнее, негодящееся для работы, несколько раз сфотографировать, чтобы увидеть «со стороны», посидев и полежав на кушетке, опробовав и свои рабочие кресла в разных местах кабинета, посмотреть на несколько вариантов освещения, – вот всё это и прочее.

При просмотре фотографий случилась история под общим названием «найди котэ». То тут, то там в кадре внезапно обнаруживался хвост, ухо или лапы. Точно, у меня же есть кошка.

Ну и?.. Что с ней делать?

Запирать на время консультации в другом помещении? Вместе с ней убирать и ее унитаз (клиенты тоже посещают сан.узел)? А вдруг у клиента аллергия? А вдруг она, хоть и не будучи агрессивной по воспитанию, начнет кидаться на клиентские или мои ноги? Или еще чего-нибудь...

Предположив и представив несколько страшных и не очень страшных сценариев, побеседовав с кошкой, я решила – что выросло, то выросло.

Если кошка есть, значит она есть и притворяться, что ее нет – глупо и не за чем. Пусть будет так, как оно будет.

За пять-шесть лет своей ассистентской деятельности кошка наработала свой опыт и выказала всё, что можно было предположить и не предполагать о том, насколько точно животные «предъявляют нам наше бессознательное».

Я знала об этом в теории, но никогда ранее не видела в практике.

Вот основные кошкины терапевтические сценарии...

1. Клиент, у которого «аллергия на кошек»:

– У меня с детства аллергия на кошек. А на вашу кошку аллергии почему-то нет. Видимо, кошка у вас волшебная...

С долей юмора: когда кошка на первой же консультации залезает клиенту на колени, я спрашиваю о наличии аллергии.

Часто оказывается (если не сказать – всегда), что аллергия у клиента – «чудесная», избирательная. То она есть (вне кабинета), то ее нет (в кабинете).

2. Расположенные к Всемогущему Контролю клиенты, пробуют кошку «дрессировать».

Например, призывать к себе, как собаку (на что кошка не реагирует вообще). Или пытаются поймать ее и посадить на ладонь сидя/ стоя («как Куклачев»). В этом случае кошка как будто «дается», а в последний момент ускользает от вытянутой и хватающей руки клиента.

3. Когда клиента «кроет по полной программе», кошка уходит под одно из кресел, лежит под ним, свернув конечности под себя и тщательно делает вид, что спит, контролируя ситуацию сквозь прищуренные глаза и как бы незаметно водя ушами в сторону клиента.

4. Когда у клиента «явно и много накопилось» (например, во время перерыва между консультациями), кошка в первые секунды запрыгивает мне чуть не на голову, ластится, мурлычет, трётся, прихватывает коготками (топчется).

Клиент еще ни слова не сказал, а я уже знаю, что говорить без пауз он будет 45 минут из пятидесяти.

5. Клиент не хочет «работать», принес неосознанное сопротивление –кошка либо вообще не заходит в кабинет, либо не выходит из укрытия.

Часто клиент спрашивает: «А где сегодня кошка?».

6. Клиентов с активным эротическим переносом кошка может встречать и провожать катанием по полу через спину и толчками головой об ноги/обувь клиента.

7. Когда у клиента не только «просто накопилось», а накопилось так, что хотелось бы «кричать» (но кричать «еще нельзя»), – кричать начинает кошка. Ползая по мне и моему креслу она выдает протяжные «мяу», дополняя рассказ клиента «истинным смыслом».

Это при том, что кошка – неразговорчивая. Я была вынуждена рано забрать ее от ее мамы, так что «разговаривать по-кошачьи» она научиться не успела, и в остальное время она удивительно молчаливая.

-2

8. Если кошка на первых консультациях буквально «нарезает круги» на почтительном расстоянии от клиента, принюхиваясь и разглядывая на безопасном расстоянии (больше, чем вытянутая рука клиента), то можно поговорить с клиентом об его опасениях/ страхах, касаемых нашего сотрудничества.

9. Клиентов с высоким уровнем интеллекта и одновременно склонных к Всемогущему Контролю, Конкуренции (с заметной долей нарциссизма), кошка не выпускает из вида ни на секунду.

При этом она занимает место «по-выше», например, располагается на рабочем столе, мордой к клиенту, направляет уши в его сторону и как будто говорит: «Я вас очень внимательно слушаю! О чем вы хотели бы поговорить сегодня?».

Всю консультацию она нахохливается (распушает подшерсток, чтобы стать больше), может начать мурлыкать. Несколько раз наблюдала, что клиент говорит не мне, а ей (глядя на кошку).

10. За клиентами, которые по каким-либо причинам интересны мне «особенно», кошка сначала (в течение нескольких консультаций) следит из под шторы.

Устраивается спиной к стене, а из под шторы видны только ее глаза. Но, по нашему общему в клиентом мнению, она не в курсе, что мы ее видим.

11. Редко, но бывает и так, что кошка «ждет» клиента, уехавшего в отпуск/ командировку.

В обычный час нашей консультации она садится напротив входной двери на несколько секунд, внимательно смотрит на дверь и, видимо, не дождавшись, уходит от двери.

-3

12. Иногда кошка «ни в какую» не желает покидать кушетку.

После завершения консультации и/или рабочего дня, она (наконец-то) добирается до кушетки, располагается либо в «голове клиента», либо «в ногах клиента», и возникает ощущение, что она то ли «супервизирует», то ли продолжает «терапевтический процесс».

13. Если кошка, которая только что «дрыхла, как убитая», как только клиент зашел и только снимает верхнюю одежду, начинает хаотично носиться, как «веселый слон», задрав хвост кверху, точит ногти о («фрейдовский») ковёр в центре кабинета, вытаскивает из под шкафа игрушечную мышь и начинает за ней охоту «как в детстве» – это верный признак очень активной консультации.

Клиент, скорее всего, пришел «возбужденный» и радостный от того, что донёс/принёс что-то важное и интересное, и ждал консультацию с нетерпением.

14. Также информативна реакция клиента на кошку, которая мурлычет и подкрадывается к кушетке, с намерением то ли полежать на клиентском пледе, то ли попросить клиента почесать ее за ухом, то ли то и другое.

Здесь может присутствовать широкий спектр явных или тайных эмоций: от агрессии (кошка отгоняется жестом или словом) до мгновенного принятия (клиент кошку допускает до себя и использует диалог с кошкой, чтобы «притормозить» обсуждаемую тему, отвлечь и отвлечься, переключив внимание на кошку).

15. Иногда кошка демонстрирует клиенту «пример расслабленного поведения». Не иначе, как на самом открытом месте кабинета, она начинает моцион вылизывания и самопричесывания, принимая различные причудливые позы.

Часто клиент, обнаружив столь «домашнее и обыденное» поведение, на пару секунд «зависает» под девизом: «А что, так можно было?».

16. Со временем клиент замечает некоторые «закономерности» поведения кошки и приступает к процессу проективной идентификации. Если клиенту понятна реакция кошки, то он может сказать: «Кошка сегодня – молодец, заработала себе на «Вискас»!».

За всю историю работы кошки ассистенткой не было ни одного случая проявления явной кошачьей агрессии.

Обращайтесь, если что (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Е.А.Нечаева