Региональные власти, обитающие ныне в историческом здании, где некогда располагалось финансовое управление Восточной Пруссии, в очередной раз продемонстрировали чудеса неслыханной щедрости, достойные помещения в книгу рекордов Гиннеса.
13 сентября 2018 года министерство культуры и туризма купило у индивидуального предпринимателя Арама Геворкяна DVD-диск размером 12 см в упаковке, 1 шт. за 1,225 млн ₽. На этом носителе записано "аудиовизуальное произведение - видеоролик "Калининградская область. Вдохновение" длительностью 5 минут 35 секунд. В документах упомянут формат произведения, где среди прочего указано количество кадров в секунду, равное 25. Таким образом каждый кадр этого кинематографического шедевра обошелся региональной казне в 146 с небольшим рублей. Примечательно, что в извещении о закупке говорится о "поставке презентационного аудиовизуального произведения о туристической привлекательности Калининградской области". И ещё немаловажная деталь - закупка произведена у единственного поставщика. Это видимо сделано для того, чтобы другим мастерам и в голову не приходило посостязаться с господином Геворкяном.
Пересказывать содержимое этого "произведения" смысла нет. Стоит только отметить, что пресловутая туристическая привлекательность преподнесена в нем весьма оригинальным способом. Предположить, что речь идет о янтарном крае можно по начальным титрам, где указано "Министерство культуры и туризма Калининградской области представляет". Человек никогда не бывавший в регионе вряд ли ассоциирует быстро меняющиеся планы с видами закатов и рассветов на зданиях, часть из которых готического стиля, именно с Калининградом. Несколько смущает и присутствие образа императора Петра I, который в конце произведения перевоплощается в олигарха, садящегося по выходу с концерта в дорогой лимузин.
На момент написания этого материала (полдень 06 октября) это видео размещено в единственном месте - на личной странице в одной из соцсетей калининградского министра культуры и туризма Андрея Ермака. Оно уже собрало 9,5 тысяч просмотров, 333 репоста и 178 комментариев. Сам Андрей Викторович прокомментировал это так: "Наконец, то чего многие так ждали, свершилось! Новое промовидео о Калининградской области готово! Смотрим, наслаждаемся и, я уверен, спорим!" И как он выразился "Ответы на FAQ: Идея ролика - продвижение новых туристических образов и символов Калининградской области".
Следует отметить, что это уже далеко не первая попытка поиска "новых туристических образов и символов Калининградской области". В середине августа всё у того же министра культтуризма на его персональной странице появилась надпись следующего содержания: "А, вот и полная версия нового промо-ролика о туристской привлекательности нашего региона... он на 6 минут, поэтому возьмите кофе, устройтесь поудобнее и наслаждайтесь новым видео...". Примечательно, что клип о двух юношах-оригиналах, извлекающих звуки, которые они почему-то называют музыкой, при помощи губ и гортани, привлек к себе внимание уже 11 тысяч зрителей. Сколько из них уже посетили янтарный край нигде не упоминается. За то известна цена этого высокохудожественного произведения. Оно стоило областному бюджету в 933 тыс. ₽.
В былые времена, всего 10-12 лет назад, когда областью правил назначенный из Москвы Георгий Боос, тоже делались попытки увеличить туристический поток в регион. И даже была установлена "планка" в 1 миллион человек. Но вот только промо для региона тогда делали по-старинке. В редакции ведущих и авторитетных изданий и телеканалов, как отечественных так и зарубежных рассылались письма с приглашением на пресс-тур по Калининградской области. Прилетевших в назначенный день журналистов и операторов сажали в комфортабельный автобус и катали в сопровождении сотрудников пресс-службы правительства и нанятых профессиональных гидов по городам и весям. Как правило, всё это заканчивалось небольшим приемом у губернатора. Спустя непродолжительное время сюжеты о красотах янтарного края пестрели в телевизорах, на страницах глянцевых изданий и в Интернете.
Времена поменялись, бюрократов сменили младотехнократы, принесшие новые методы работы. Журналистов вытеснили блогеры, вместо создания информационных поводов происходит заказ бессовестно дорогих клипов сомнительного содержания, а эффективность таких бюджетных вложений измеряется лайками и просмотрами. А может оно и хорошо? Посмотрит человек такое кино в интернете, лайк поставит и никуда не поедет. Меньше реальных понаехавших туристов - меньше мусора в городах-курортах.
А причем здесь Зеленоградск, справедливо спросите вы. По меньшей мере по двум причинам. В упомянутом выше произведении Арама Геворкяна есть крошечный эпизод, когда чьи-то ноги, обутые в кеды, топают по месту очень напоминающему променад в Зеленоградске. Впрочем этот сюжет могли снять и где-нибудь ещё.
Ну, и вторая причина. Именно в Зеленоградске в начале сентября, и именно Андрей Ермак, подводя итоги туристического сезона, как сообщает портал Новый Калининград.ру, рассказал собравшимся, что "Презентационный ролик курортного Зеленоградска со стоимостью изготовления в 50 тыс. рублей набрал в интернете 2,6 млн просмотров".
- Это простой ролик, его стоимость была 50 тыс. рублей. С условием размещения и его продвижения в социальных сетях. На сегодняшний день аудитория просмотра — 2 млн 665 тыс. 557 человек. Более того, эту аудиторию я могу сегментировать по доходу, по возрасту, как угодно. Facebook — 112 тыс. человек, „ВКонтакте“ — 1,08 млн человек, Twitter — 2,6 тыс, „Одноклассники“ — 1,2 млн, Youtube — 6,1 тыс. Instagram — 200,2 тыс. Это один ролик, который в сети крутится сейчас. Две недели на самом деле, - цитирует Ермака сетевое издание.
Как чиновник может сегментировать аудиторию по доходу, возрасту и "как угодно", Андрей Ермак не пояснил.
Выходит "простой ролик" за 50 тысяч собрал два с половиной миллиона зрителей, а сложный, но за более чем миллион целковых, всего около 10 тысяч. Странная арифметика получается в том месте, где соединяются культура и туризм.