«Чёрный ку-клукс-клановец» – именно так следовало перевести название картины. Потому что в таком словосочетании сила вынесенного в него оксюморона увеличивается в разы.
Ку-клукс-клан – организация, возникшая в Америке после Гражданской войны. Чернокожие получили свободу и права, что особенно не понравилось бывшим рабовладельцам южных плантаций. Участники клана собирались показать чернокожим их место и далеко не самыми миролюбивыми методами. Наибольшая активность Ку-клукс-клана пришлась на вторую половину 19 века, вспыхивала на протяжении 20-го, и вот в 70-ых годах они снова дали о себе знать. Тёмнокожий коп Рон Сталворт находит отделение организации и внедряется в группировку, чтобы развалить её. Здесь и возникает несостыковка: как он вступит в расистское сообщество, если сам является объектом его ненависти?
Полицейский написал роман «Чёрный клановец», который взялась экранизировать команда фильма «Прочь», обладателя премии «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий». Руководителя себе компания подобрала подходящего – Спайка Ли – режиссёра, затрагивающего тему расовой нетерпимости и социальной несправедливости в своих работах «Малкольм Икс», «Делай как надо» и «Чирак» . Выбор постановщика обрадовал Рона: «Что может быть лучше, чем история твоей жизни, рассказанная Спайком Ли?»[1]
Главных героев не играют звёзды первой величины, но режиссёр считает, что «кастинг был безупречным». Он назвал[1] исполнение идеальным, ведь «главная цель каждого кинематографиста найти актёров, которые бы гармонировали со своими ролями».
Джон Дэвид Вашингтон (Рон Сталворт) уже играл в фильмах Ли – его кинодебютом стало небольшое появление в биографической драме «Малкольм Икс» со своим отцом Дензелом Вашингтоном. Джон Дэвид смотрится в кадре по-детски непосредственно, и это только придаёт убедительности 22-летнему персонажу, которого коллеги ласково обзывают «салагой».
Адам Драйвер этой осенью уже выстрелил в «Человеке, который убил Дон Кихота», а здесь он появляется в роли Флипа Циммермана, «лица» Рона на собраниях Ку-клукс-клана. Прототип Флипа – полицейский Чак – не был евреем, но сценаристы добавили ему эту черту, чтобы развивать персонажа. Так, когда Циммерман посещает сходки организации и слушает их расистские и нацистские речи, он задумывается о своей национальной идентичности и рефлексирует на эту тему.
Чёрнокожие в фильме – каноничные герои своего времени: они почитают леворадикальную «Партию Чёрных пантер», по заданной ею моде носят чёрные кожанки, береты и брюки. Образ политической активистки и борца за права человека Патрис Дюма в исполнении Лоры Хэрриер («Человек паук: Возвращение домой») – оммаж в сторону Кэтрин Кливер и Анджелы Дэвис.
Ку-клукс-клановцы выглядят карикатурными и гротескными: чёрный юмор, сарказм и гиперболизм в картине приходится на их долю. Как пишет Рон Сталворт в своей книге, «в 70-ые годы они были типичными южанами с пивными животами». В группировке Колорадо-Спрингс есть один такой – Айвенго в исполнении Пола Уолтера Хаузера, недалёкий и инфантильный увалень, какого он играл и в «Тоне против всех». Айвенго – собирательный образ, которым создатели фильма видят ку-клукс-клановцев. Однако есть и серьёзный персонаж – подозрительный, жестокий и коварный Феликс в исполнении выдающегося финского артиста Яспера Пяякконена («Матти», «Вечная мерзлота», «Викинги»). Кровожадность, фанатичность и самоотдача Феликса пробирает до мурашек. Однако его жена Кони обращает эти качества в комическое и абсурдное значение. Эта пара выглядела бы очень смешно, если не было бы так грустно, учитывая, какие идеи они продвигают.
Самым главным антагонистом становится воплощение американского Ку-клукс-клана – Дэвид Дюк в исполнении Тофера Грейса («Интерстеллар», «День Святого Валентина», «Хищники»). По словам Рона[1], сходство между киношным и реальным Дюком – потрясающее. Самому Сталворту в произошедшей с ним истории больше всего нравится то, как он, выпускник провинциального колледжа, обдурил магистра политологических наук и главу американского Ку-клукс-клана. Телефонное противостояние Рона и Дюка Вашингтон и Грейс разыгрывают гротескными и дерзкими диалогами, полными провокационной лексики, но в контексте «Чёрного клановца» обретающей сатирическое значение.
Оператор Чейзи Ирвин использует голландский угол для передачи атмосферы зла и угрозы, который мы уже встречали в другой ленте Спайка Ли «Делай как надо», а также панорамную камеру, чтобы максимально полно охватить картинку.
Композитор Теренс Блэнчард, не первый раз работающий со Спайком Ли, смешивает разные стили музыки – блюз, рэп, хип-хоп – и перекладывает их в инструментальную, что не только отражает настроение ситуации, но и передаёт колорит, напоминая, на какую тему и о ком снят фильм.
Борьба двух организаций сравнивается и противопоставляется с помощью ассоциативного и контрастного монтажа. Этот приём особенно полезен в идейно важной сцене, когда Гарри Белафонте в роли пожилого политического активиста Джерома Тёрнера рассказывает о линчевании Джесси Вашингтона, увиденном им в подростковом возрасте. Параллельно клановцы смотрят фильм «Рождение нации» Дэвида Гриффита и восхищаются им. За ними в этот момент, как когда-то молодой Джером, подглядывает Рон и ужасается разгулу неприятия, ярости, злобы и нетерпимости, которые проявляют ку-клукс-клановцы. Эта сцена показывает, проходя через разные временные отрезки, что тема расизма не закрыта и актуальна по сей день.
Спайк Ли и сценарист Кевин Уилмотт понимали, что юмор необходимо использовать в сценарии и подаче, какой бы серьёзной тема ни была, потому что она настолько абсурдна, что это ничего не испортит. Сатира и «чернушность», которые гиперболизируют проблему, на самом деле показывают её прогнившие, нерешённые годами и усугубляемые жестокостью и насилием внутренности. Это повышает злободневность картины и делает режиссёрское высказывание громким и резким, в котором и нуждается общество.
Автор: Альбина Ахатова
[1] При написании рецензии использовались материалы прокатчика фильма в России, предоставленные на пресс-показе.