Найти тему

Чем на самом деле занимались заградотряды

Обычно про службу охраны тыла во времена Великой Отечественной рассказывают массу небылиц, мешая в одну кучу и заградотряды и СМЕРШ и другие тыловые охранные части, приправляя все это сказками и выдумками. Больше разве что про штрафников сочиняют.

Недавно вот наткнулся на статью, в которой на голубом глазу утверждалось, что забираемых в армию зэков якобы отправляли в штрафбаты, а за ними ставили заградотряды с пулеметами.

Идиотизм! Штрафбаты заградотрядами не «подкреплялись» никогда – это с гордостью говорят все, кто штрафбаты прошел. И зэков никогда в штрафбаты не посылали – это были подразделения исключительно для провинившихся офицеров. Мало того – тех заключенных, кто высказал желание идти на фронт, амнистировали и посылали в обычные части. Правда, это касалось только тех, у кого срок был до 10 лет и не рецидивистов. Впрочем, некоторых рецидивистов и лиц с большими сроками тоже на фронт отправляли, но индивидуально, исключительно тех, кто встал на путь исправления и за кого руководство лагерей ручалось. Вот их действительно посылали на 3 месяца в штрафные части, но только в штрафроты, а не в штрафбаты.

А вообще ощущение такое, что врут нам часто сознательно, превращая представление людей о Великой войне в какую-то невнятную кашу.

Вот и об охране тыла также врут, так что спроси сейчас единицы вообще знают, что это такое, не понимая ни задач, ни сущности заградотрядов.

А ведь без них было никак не обойтись – тыл это самое уязвимое место армии, даже одна диверсия может превратить войска в неуправляемую массу, что и происходило часто в 1941 году, когда немецкие диверсанты из «Браденбурга» буквально резвились в нашем ближнем тылу. Так что наводить порядок пришлось быстро и решительно.

-2

Охрану тыла армии возложили на Оперативные войска НКВД. Они и потом никуда не делись, став Оперативными войсками МВД СССР, а затем и МВД РФ. И боевой устав у них существенно отличается от армейского, описывая порядок заградительной службы в тылу действующих войск. И вот ведь что интересно - ни о какой стрельбе в спину своим там и слова нет. Просто потому, что задачи у охраны тыла совершенно другие, не имеющие никакой связи с теми сказками, что льются с экранов и из опусов либеральных «историков».

Да и какая стрельба в спину? Заградотряд на дивизию насчитывает не больше роты – 200 человек. Но учтите – дивизия занимает по фронту несколько километров. Это может быть и 4-5 километров и 10, а бывало и 50. Поэтому и заградотряд разбивается на отдельные группы-заставы по 10-12 человек возглавляемых офицером, закрывающие дороги. Остальную территорию патрулируют группы в 3-5 человек: троп, леса, поля, населенные пункты. Служба несется круглые сутки, поэтому часть личного состава отдыхает в расположении. Все как обычно – треть несет службу, треть спит, треть занимается бытом и служит группой быстрого реагирования.

Ну, и представьте, как такая вот группа человек в 12 может задержать хотя бы отступающий батальон? Да даже вся смена в 70 человек? А полк? Это вообще не реально, сметут мгновенно и не заметят. Да и «подбадривать» в спину пулеметами не получится – слишком уж велика вероятность получить очередь в ответ, да и сколько там тех пулеметов.

На самом деле задачи у заградотрядов свершено другие. В первую очередь это воспрещение неконтролируемого передвижения военнослужащих, а также гражданских лиц, в ближнем тылу войск. И это совершенно правильно. Нет у солдата права покидать по собственному желанию расположение. И у офицера нет, если это не высший офицер. Да только высший офицер один тоже не шляется.

-3

Если боец куда-то направляется по делу, то он должен иметь на руках предписание, приказ или отпускной билет. Нет документов, тогда это или дезертир, или самовольщик, либо солдат, потерявший свою часть. И вот это и должна выяснить служба тыла. Следовательно... "а предъявите ваши документики, товарищ боец".

Дезертир пойдет в трибунал, самовольщик – к своему начальству для наказания, а заблудившийся будет направлен по назначению. Если же его части нет (как это часто происходило с окруженцами, выходившими из тыла), то боец направлялся после проверки на сборный пункт или включался в состав другой части или сборного отряда.

Служба не такая и простая – всегда есть реальная возможность нарваться на диверсантов противника. Очень хорошо этот момент показан в фильме «В августе 44-го».

-4

Тяжелей всего было, когда происходило резкое обострение обстановки. Без разницы – наступление или отступление было. При отступлении постоянно выходили по одиночке и разрозненными группами солдаты, просачивался враг. При наступлении тоже часто солдаты теряли свои части, в нашем тыл оказывались уже окруженцы противника, а также и специально забрасываемые шпионы и диверсанты. Разобраться в этой каше было крайне сложно, тем более, что времени практически и не было, буквально за минуты нужно было рассортировать солдат, назначить командиров, поставить в оборону или отправить за своей частью. И при этом не упустить замаскированного врага.

И в бой им не редко приходилось вступать с прорвавшимся или оказавшимся в нашем тылу врагом.

-5

У меня как раз дед служил именно в НКВД. До форсировании Днепра в передовых частях, а после третьего ранения перевели в ближний тыл. Как подозреваю именно в службу охраны… он вообще о войне не любил рассказывать, как и многие фронтовики. Воевал он до 45-го, потом в 46-м на Западной Украине националистов погонял и даже в Москве отметился, когда там от бандитов город зачищали.

В качестве иллюстраций использованы кадры фильма "В августе 1944-го"

Если статья понравилась, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал