Семантическое ядро – это основа при продвижении любого сайта. В зависимости от того, как оно будет собрано, какие ключевые запросы в него будут включены будет зависит эффективность всего продвижения. Ошибочно полагать, что семантика нужна только для поискового продвижения сайта, она может пригодится также для проведения контекстной рекламы в Яндекс Директе, Adwords, при продвижении роликов на Youtube каналах, приложений и даже SMM. Да, со своей спецификой, но общее представление вы все равно получите.
Определяем целевую аудиторию
Перед началом сбора ключевых фраз в первую очередь необходимо определится с целевой аудиторией вашего бизнеса и сайта. Если вы строите дома из кирпича, вы должны понимать, что добавление запросов по строительству домов из дерева или по каркасной технологии не относится к вашей аудитории, да и достаточно общий запрос «строительство домов» также скорее всего будет менее эффективным, так как является достаточно общим и при этом более высокочастотным, и конкурентным. Показатели конверсии, поведения пользователей у вашего сайта по данному запросу в высокой долей вероятности будут хуже, чем по более целевым фразам.
Итак, после определения целевой аудитории необходимо определить группы фраз, которые описывают вашу продукцию и/или услуги. Это может быть одно словосочетание, либо 100. Далее вам необходимо продумать, какие еще запросы могут запрашиваться пользователями поисковых систем, например, необходимо поменять формы слова, попробовать синонимы и т.д.
Сбор фраз для семантического ядра
После того как вы соберете этот список можно приступать к непосредственному сбору ключевых фраз. Основной инструмент в российском сегменте – это https://wordstat.yandex.ru. Основная его функция подготовка семантического ядра для рекламных кампаний в Директе, при проверке какой-то фразы, он показывает какие еще фразы используются с данным словосочетанием и показывает их общие частотности запроса за последние 30 дней. Общая частота – это не то сколько раз данная конкретная фраза спрашивается в поисковой системе Яндекс, она также может включать в себя данную фразу в различных формах слов (множественное число, другой падеж и т.д.) а также частоту фраз, которые могут включать больше слов, но при использовании этих слов. Об определении частотностей поговорим позже.
После того, как вы забили запрос, вам покажется множество различных вариантов фраз, с которыми используется эта фраза, там могут быть как целевые для вашего бизнеса, например, «строительство домов из кирпича заказать», так и не очень целевые, например, «строительство домов из кирпича своими руками». Вторую фразу можно отсеять на этом же этапе, просто добавив в поле фразы минус-слова «строительство домов из кирпича -своими -руками», теперь все фразы, включающие данные слова не будут показаны в списке. После этого нужно скопировать список получившихся фраз в таблицу excel и пройтись по всем запросам, которые вы подготовили ранее с синонимами, разными формами слов. В таблице необходимо вручную выбрать те фразы, которые подходят вам и которые не были отминусованы на этапе сбора в вордстате, необходимо учитывать следующее:
- Коммерческие запросы. Алгоритмы поисковых систем умеют различать информационный запрос или коммерческий. Вероятности достижения высоких позиций коммерческого сайта по информационным запросам крайне низка, как правило по таким запросам выдаются различные порталы, форумы, справочники, блоги в редких случаях агрегаторы и т.д. Это вы можете оценить, забив фразу в поисковую систему и оценить ресурсы, которые находятся в топ-10 выдачи. Не стоит уделять им большое внимание, если у вас коммерческий сайт. Если вам крайне важны какие-то информационные запросы, лучше создать и заняться продвижением отдельного ресурса со статьями, блогами и т.д., либо попробовать построить свой маркетинг исходя из ресурсов в топе, пытаясь засветиться в них (поставить ссылку, рассказать о своих услугах и товаре), но это уже отдельная история, слабо относящаяся к SEO продвижению.
- География. Частота фраз, если вы не указали нужный регион в вордстате показана без привязки к конкретному региону, то есть вы должны учитывать, что, если вы ведете бизнес в Санкт-Петербурге, частности будут гораздо ниже тех, которые получаются в вашей таблице. Тем не менее на данном этапе, сбор полного семантического ядра мы рекомендуем собирать без привязки к региону, так как имеет место быть фактор сезонности, если сейчас вы не добавите фразу, то это не значит, что её не будут спрашивать через два месяца и вы многое можете потерять.
- Сезонность. Как мы написали выше, не стоит отказываться от очень низкочастотных фраз, так как спустя определенный промежуток времени он может быть очень даже частотным, особенно это важно для таких тематик как строительство(фундаментные работы/укладка кирпича в зимнее время), одежда(зима/весна), туризм(горнолыжные туры/пляжный отдых). Безусловно мы своей работе и всем рекомендуем раз в 3 месяца обновлять семантическое ядро, искать новые точки роста, но лучше чтобы какой то набор сезонных фраз у вас хранился в каком то документе.
Частотность запросов
После того как вы почистили общий список от лишних запросов требуется его разбить на группы и проверить запросы на точные частотности. Существуют следующие операторы, которые пригодятся вам в данной конкретной задаче:
- Кавычки ("") – это значит, что необходима частота только текущего словосочетания без добавления других слов. Формы могут меняться, например, «строительство домов», «строительства дома» и т.д
- Минус (-) – писали выше, позволяет убрать из общего списка какое-то слово.
- Восклицательный знак (!) – использовать слово только в данной форме, например если мы забъем в поле «!строительство дома», то слово строительство не будет меняться, а вот слово дома может быть использовано в разных формах: домов, дом, дома.
- Плюс (+) – делает обязательным добавление какого-то слова, например, союза или предлога, например +и, +для, +по. Частота для запроса «строительство +для дома» будет показываться только для тех фраз, где слово для используется пользователем.
Для небольших проектов, которых мы ведем комплексный маркетинг в интернете и оптимизируем для поисковых систем, мы как правило ориентируемся на точную частоту в кавычках. Это дает общее представление о возможных результатах продвижения, прогнозах, качества ранжирования сайтов и т.д.
Собственно, после подготовки семантического ядра, определения частотностей и разбития на группы, вам остается только определить какие страницы под какие запросы оптимизировать, но тут уже вопрос о структуре сайта, логики и поведении пользователей. У вас не должно возникнуть с этим проблем.
P.S.
Опытные маркетологи могут заметить, что авторы не написали о каких то инструментах, которые позволяют ускорить этот процесс, сделать его более простым. Они правы, сейчас существует множество инструментов, которые позволяют автоматизировать процесс создания семантического ядра, но в этой статье мы хотим рассказать неопытным пользователям основы, без знания которых эти инструменты не будут работать эффективно и не будет понятен принцип работы по таким задачам. Тем не менее мы представим небольшой список инструментов, которые увеличат эффективность и скорость сбора семантического ядра и которыми пользуемся мы:
- Key Collector — программа для создания семантического ядра сайта (платно)
- СловоЁБ – бесплатный, немного ограниченный по сравнению с предыдущим аналог
- SpyWords - узнай ключевые запросы конкурентов
- MOAB Tools - 10 000 фраз в подарок